Грозный, Россия. - Срочные попытки освободить Элину Эрсеноеву, похищенную 17 августа мужчинами в масках на главной улице столицы Чечни, начинались, как и многие другие подобные операции.
Сообщения об ее исчезновении были размножены и распространены. Правозащитные группы и неправительственные организации призывали Россию провести расследование и обеспечить ее освобождение.
Она была журналисткой и социальным работником, как говорили, очередной жертвой, похищенной, судя по всему, прокремлевскими правоохранительными силами Чечни, которые часто обвиняются в похищениях людей.
Однако это дело приняло неожиданный оборот, даже по диким стандартам насилия, организованной преступности и жестокости милиции, сопровождающих непрекращающуюся войну в Чечне. Обнаружилось, что 26-летняя Эрсеноева вела двойную жизнь.
Помимо своих публичных занятий, она являлась тайной женой Шамиля Басаева, лидера чеченских террористов и самого разыскиваемого человека в России, погибшего в результате взрыва 11 июля.
Мать Эрсеноевой сказала, что ее дочь не по своей воле вышла замуж за Басаева, который не выражал никакого сожаления, посылая женщин-смертниц для совершения терактов в Москве и в пассажирских самолетах, и организовал два чудовищных захвата заложников: один - в московском театре, а второй - в школе на юге России. По словам матери, она согласилась выйти за него замуж только потому, что боевики угрожали убить ее братьев, если она им не подчинится.
"Она была умной девушкой, но ее просто использовали, - сказала в интервью мать Элины Рита Эрсеноева в своем селении Старые Атаги, откуда, как она рассказывает, ее дочь периодически забирали для супружеских встреч с лидером террористов. - Теперь ее нет. Я потеряла надежду. Я потеряла золотую дочь".
Каковы бы ни были обстоятельства брака Эрсеноевой, была ли она регулярной заложницей Басаева или его любящей женой, ее исчезновение проливает свет на два чеченских "подпольных мира": на тайную жизнь Басаева и на мутные обстоятельства похищений на Кавказе, которые не прекратились даже с уменьшением масштабов боевых действий.
Мать Эрсеноевой сказала, что впервые ее дочь отвезли к Басаеву в конце ноября, после того как Хеда Сайдуллаева, жена скрывающегося президента правительства сепаратистов, сказала ей, что она должна выйти замуж за боевика. Ей сказали, что его зовут Эдельханом Абуязидовым.
Эрсеноева согласилась. 29 ноября водитель по имени Казбек забрал ее и отвез в дом в Грозном. Она вошла в комнату, где, как ей сказали, ее будет ждать жених, и где она, как рассказывает ее мать, увидела Басаева.
Он сказал ей: "Не бойся. Я тебе ничего плохого не сделаю, если ты будешь делать, что я скажу. Мне не надо, чтобы ты кого-то убивала. Мне нужны твои мозги и твоя голова".
У Басаева уже было не меньше трех жен.
Ему быстро устроили свадьбу с Эрсеноевой по исламскому обряду, после чего они провели вместе три ночи, рассказывает мать Эрсеноевой. Когда Элина уехала, Басаев давал ей задания по интернету, в том числе через сайт чеченских сепаратистов.
Однако эти подробности стали известны ее матери позднее.
Когда Эрсеноева вернулась домой, говорит мать, она сказала только, что сбежала с женихом и что ее муж уехал. В чеченском обществе правят ритуалы мужского доминирования, и похищение невест остается распространенной практикой.
В следующие три месяца Казбек еще три раза приезжал за Элиной. Тогда она сказала матери, что ее муж уехал из России на заработки.
Мать Эрсеноевой говорит, что истинная личность мужа дочери стала известна ей только после его смерти.
Эрсеноева, казалось, испытала облегчение, услышав из новостей о его гибели, говорит мать. Вся правда стала известна, когда в их дом пришли офицеры ФСБ и опросили ее, сказав, что вели над ней наблюдение и теперь должны закрыть дело.
Однако проблемы не закончились. 16 августа Эрсеноева отправила письмо в правозащитную организацию, говоря, что ее и ее семью запугивают пророссийские чеченские силы и что она боится, сообщает Общество российско-чеченской дружбы.
На следующий день Эрсеноеву и ее тетю похитили чеченцы в масках, когда та шла на работу. Им на головы надели мешки, затолкали в машины и увезли.
Они провели все утро в подвале, и тетя затем была освобождена. Эрсеноеву же не отпустили. В первый день ей разрешили сделать три телефонных звонка, говорит мать. С тех пор о ней ничего не слышали, и до сих пор никаких просьб о выкупе не поступало.
Мать говорит, что не знает, кто похитил ее дочь. Она тщательно старается не упоминать прокремлевские чеченские вооруженные силы - кадыровцев, как их называют.
Подробности супружеской жизни Эрсеноевой и утверждение, что ее брак был вынужденным, не могут быть подтверждены. Водитель Казбек, по словам матери, был арестован. Абдул-Халим Сайдуллаев, президент сепаратистов, был убит в июне, его жена скрывается. Басаев мертв. Более того, власти ничего не говорят об этой истории, за исключением того, что им известно о похищении.