Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 декабря 2005 г.

Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Отставка Илларионова - протест против политики госконтроля

Советник Кремля по экономическим вопросам Андрей Илларионов стал первым представителем команды президента Владимира Путина, который уходит в отставку в знак протеста против крена России в сторону авторитарного правления.

Открытый и прямой Илларионов заявил, что он пытался сопротивляться ширящемуся контролю Кремля над экономикой, но потерял какое бы то ни было влияние на процесс выработки политики. Подав заявление об отставке, он заявил в интервью, что силы государственного интервенционизма взяли верх и Россия больше не является свободной страной.

По его словам, он оставался на своем посту "до тех пор, пока была возможность хоть что-то делать, включая - говорить". "Но до недавнего времени никто не ставил мне никаких ограничений на выражение своей точки зрения. Сейчас ситуация изменилась", - отметил он.

Прощальный выстрел Илларионова может поставить Кремль в затруднительное положение в тот момент, когда Россия готовится стать президентом "большой восьмерки". Об отставке было объявлено в день, когда верхняя палата российского парламента утвердила подвергающийся мощной критике закон, который усиливает госконтроль над неправительственными организациями.

Эта отставка указывает на изменение в балансе власти в Кремле, который склоняется от либеральных сторонников свободного рынка, на протяжении многих лет выступавших против правительственного вмешательства в экономику, к сторонникам жесткой линии, стремящимся к большему госконтролю, особенно в энергетическом секторе. В последние месяцы государственные нефтяные и газовые структуры поглотили частные нефтяные компании, а также составляются правила для ограничения иностранных инвестиций в российскую нефтяную индустрию. 44-летний Илларионов подверг эту политику жесткой критике на прошлой неделе, назвав приобретение государственной газовой монополией "Газпром" независимой "Сибнефти" за 13,1 млрд долларов и рост других государственных компаний "аферой года".

По сути, уход Илларионова - одно из самых предсказуемых событий в российской политике. Он был единственным советником Путина, который публично критиковал своего босса и национализацию части нефтяной компании ЮКОС в прошлом году, осуждал суд над основателем ЮКОСа Михаилом Ходорковским и решение Путина по отмене губернаторских выборов.

После его замечаний по поводу дела ЮКОСа его лишили одного из ключевых полномочий - представлять Россию в "большой восьмерке". По его словам, он добровольно ушел со своего поста в знак протеста против ратификации Россией Киотского протокола по климатическим изменениям, против чего он категорически возражал.

"Его уход - это действительно плохой знак, - заявил Борис Немцов, бывший вице-премьер и известный либеральный политик. - Он был одним из немногих честных и профессиональных людей в окружении Путина. Это победа цензуры, бюрократии и коррупции".

Но Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр, который нанял Илларионова в качестве советника в начале 1990-х, считает, что его давно следовало уволить. "В критике политики правительства нет ничего плохого, однако эта критика должна быть конструктивной", - заявил он.

Решение Путина о назначении Илларионова советником по экономическим вопросам в 2000 году было сочтено доказательством стремления президента к модернизации. Илларионов, последовательный защитник свободного предпринимательства и свободных рынков, был советником первых постсоветских правительств, которые демонтировали коммунистическую экономическую систему. Изначально он оказывал сильное влияние на экономическую политику Путина, помогая сокращать налоги, бюрократизм и госрасходы. Он был одним из создателей стабилизационного фонда - сбережений на черный день за счет нежданных нефтяных доходов России, идея использования этих средств на досрочную выплату внешнего долга также принадлежит ему. Однако его влияние сокращалось по мере того, как политика все больше становилась нацеленной на централизацию власти. Путин проигнорировал предупреждения Илларионова об инфляции, когда увеличил расходы на общественные нужды в этом году в преддверии выборов в 2007 и 2008 годах.

По словам Илларионова, он приступал к своей работе с целью "укрепить экономические свободы" в России. Однако за это время в стране сменился политический режим. "Одно дело - работать в частично свободной стране, какой Россия была шесть лет назад, другое дело - когда страна перестала быть политически свободной", - подчеркнул он.

Он отказался предсказать, последуют ли его примеру другие недовольные либералы в Кремле, отметив, что каждый должен решать сам за себя, и добавив, что у него нет намерения заниматься политикой.

Комментаторы считают, что его отставка поможет привнести ясность в российский политический пейзаж, так как заставит администрацию Путина показать свое истинное лицо.

"Илларионов был витринным украшением для властей, тем, на кого они могли указать, чтобы показать, насколько они либеральны, - отметила Лилия Шевцова, аналитик Московского центра Карнеги. - Теперь ход вещей будет более честным. Будет легче понять настоящую сущность этого режима".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru