Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 декабря 2006 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Москва связывает отравление с делом ЮКОСа

В среду Генеральная прокуратура России совершила удивительный новый поворот в расследовании убийства Александра Литвиненко, бывшего офицера КГБ, который умер в Лондоне в ноябре от радиационного отравления. Прокуратура объявила, что расследует возможную причастность к произошедшему бывшего сотрудника компании ЮКОС, уничтоженной под натиском прокуратуры в прошлом году.

В заявлении, опубликованном в среду вечером, прокуратура сообщила, что ее расследование установило связь между отравлением Литвиненко и уголовным делом против руководства ЮКОСа. В частности, было указано на Леонида Невзлина - крупного акционера компании и партнера ее главы Михаила Ходорковского, который находится в тюрьме.

В этом заявлении не было приведено доказательств, которые позволяли бы связать Невзлина и кого-либо еще с гибелью Литвиненко, вызванной попаданием в его организм значительного количества радиоактивного полония-210.

Как бы то ни было, данное обвинение - попытка со стороны российского правительства связать смерть Литвиненко с причудливой чередой обвинений в экономических и прочих преступлениях, которая привела к краху ЮКОСа, некогда богатейшей компании России.

Обвинения в адрес ЮКОСа и Ходорковского многие посчитали кремлевским выступлением против компании, выказывавшей открытое неповиновение президенту Владимиру Путину, и против человека, который казался потенциальной политической угрозой.

Пресс-секретарь близкого соратника Ходорковского Леонида Невзлина, который объявлен в России в розыск и живет в Израиле, отверг новые обвинения, назвав их продолжением прошлой кампании.

"Всем нам известны методы КГБ, - сказал в телефонном интервью пресс-секретарь Амир Дан, упомянув уже несуществующую советскую спецслужбу. - Это заявление глупо. Оно не заслуживает комментариев".

Когда Литвиненко почувствовал себя плохо 1 ноября, официальные лица в России подняли на смех обвинения в причастности к этому происшествию своей страны. Однако, после того как 23 ноября он скончался в результате радиоактивного отравления, следователи согласились помочь британским детективам, которые в декабре на несколько дней приезжали в Россию.

В заявлении Генеральной прокуратуры сообщается, что расследование дела ЮКОСа сейчас объединено с делом об убийстве Литвиненко.

"Проверяется версия, что заказчиками этих преступлений могут быть одни и те же лица, находящиеся в международном розыске за совершение тяжких и особо тяжких преступлений", - говорится в заявлении прокуратуры. Отдельно сообщается, что один из этих людей - Невзлин, другие имена не называются.

Невзлину долгое время удавалось избежать экстрадиции в Россию, и это стало причиной дипломатических трений между Россией и Израилем. По словам Дана, в воскресенье Невзлин прибыл на отдых в Соединенные Штаты, что породило новые требования со стороны русских арестовать его.

Один из сотрудников правительства США, проинструктированный по данному делу, согласился рассказать о том, что ему известно, на условиях анонимности, поскольку дело касается тайны личной жизни. Он сообщили, что Невзлин прибыл в международный аэропорт "Либерти" в Ньюарке (Нью-Джерси) в воскресенье. Он был допрошен офицерами таможенной и пограничной службы. У него имелась действующая виза, и ему было позволено въехать в страну, сообщил чиновник.

Пресс-секретарь министерства юстиции сообщил, что его ведомство не обладает информацией о Невзлине.

В заявлении Генпрокуратуры говорится, что Россия подготовит новые запросы об экстрадиции, однако не называется, в какие страны они будут направлены.

Имя Невзлина звучало в связи с делом Литвиненко и раньше. Он встречался с Литвиненко за несколько недель до отравления, известно, что они виделись в октябре. После смерти Литвиненко Невзлин сообщил, что тот предоставил ему досье, "проливающее свет на наиболее значительные аспекты дела ЮКОСа".

Содержание досье остается неясным, однако Невзлин сказал, что предоставил его британскому следствию. Также неясно, как Литвиненко, бежавший из России в 2000 году, смог завладеть разоблачительной информацией о деле, начавшемся уже после его отъезда.

На другом участке расследования дела Литвиненко немецкие следователи обнаружили следы полония в местах, где побывал Дмитрий Ковтун. Это еще один предприниматель и бывший офицер безопасности, один из двух российских бизнесменов, встречавшихся с Литвиненко в Лондоне 1 ноября - в день, когда тот, по-видимому, и был отравлен.

Обнаруженные в Германии следы, судя по всему, были оставлены за несколько дней до того, как Ковтун вылетел из Гамбурга в Лондон утром 1 ноября.

Российская прокуратура сообщает, что расследует отравление Ковтуна как покушение на убийство, связанное с убийством Литвиненко. Таким образом, подразумевается, что Ковтун - жертва, а не подозреваемый.

Как сообщается, Ковтун находится под наблюдением в московской больнице с симптомами радиационного отравления, хотя его состояние и местонахождение держатся в секрете. Он и другой предприниматель, Андрей Луговой, были допрошены российскими и британскими следователями. Содержание их ответов неизвестно.

Против человека, находящегося в центре дела ЮКОСа, бывшего председателя правления компании Ходорковского также готовятся новые обвинения. Осужденный в прошлом году по обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов, которые его сторонники называют политически мотивированными, Ходорковский в прошедшие выходные был доставлен из отдаленной сибирской колонии, где он отбывает восьмилетний срок, в областной следственный изолятор в Чите.

В среду прокуроры, готовящиеся предъявить ему новые обвинения, допросили Ходорковского и его партнера по бизнесу Платона Лебедева, также находящегося в заключении, сообщил в своем заявлении его адвокат. Адвокат Юрий Шмидт рассказал, что следователи обвинили его клиента в отмывании денег с помощью пожертвований в созданную Ходорковским социальную и образовательную благотворительную организацию "Открытая Россия". Российские власти вынудили фонд "Открытая Россия" свернуть свою деятельность.

Шмидт сообщил, что время, выбранное для новых допросов, можно приравнять к "моральному и психологическому давлению" на его клиента, у которого срок заключения заканчивается в 2012 году.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru