Сегодня СМИ Северной Кореи показали, пожалуй, один из самых сюрреалистических и привлекших массовый интерес "спектаклей официоза", пишет в блоге на сайте Time журналистка Криста Мар, подразумевая похороны Ким Чен Ира. В густом тумане на фоне унылого заснеженного Пхеньяна кортеж ехал по пустым улицам, под траурную музыку оркестра и завывание плачущих, поясняет она. Солдаты в длинных зимних шинелях сняли шапки и поклонились машине с гробом, снег падал им на макушки.
Большинство собравшихся проявляло скорбь менее сдержанно, чем солдаты, и каждый стон и крик фиксировались телекамерами официальных СМИ под всеми ракурсами. "Когда провезли огромный портрет улыбающегося щекастого Ким Чен Ира, водруженный на черный лимузин, мужчины и женщины ударяли руками себя и друг друга, некоторые чуть ли не валились на землю", - говорится в статье.
Чрезвычайную театральность скорби северокорейцев трудно интерпретировать, считает автор. "С одной стороны, эти люди живут в изолированном государстве под управлением всесильной политической системы, которая командует обществом и их частной жизнью. Многие наверняка ощущают, что после кончины лидера, правившего много лет, словно бы дрейфуют по воле волн", - говорится в статье.
"С другой стороны, телекамер и фотоаппаратов - пруд пруди", - замечает автор. Как написал вчера корреспондент журнала Билл Пауэлл, тут задействована масса своеобразных факторов, помимо скорби: "подлинная мотивация - судьба тех, кто по глупости не вопит от скорби прилюдно".
Погребальная процессия шла по тому же сценарию, что и похороны Ким Ир Сена в 1994 году. "Тогда скорбящие тоже безумно вскрикивали и безутешно рыдали - собственно, еще безумнее и безутешнее, чем сегодня", - отмечает автор. Этими картинами Северная Корея пропагандирует свой имидж, который считает желательным, - образ непостижимой закрытости.