Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 февраля 2012 г.

Джошуа Яффа | The New York Times

Кремлю уже не смешно

Нынче Путина осмеивают чуть ли не каждый раз, когда он открывает рот, полагает The New York Times. Крупные антипутинские митинги знаменуют много перемен в России, включая возвращение политической сатиры, пишет обозреватель Джошуа Яффа.

"Современный политический юмор, распространяемый во многом через интернет, призван изобразить Путина и его помощников в образе бестолковых, старомодных и в некотором роде не очень опасных людей. Это воодушевляющий подход в стране, где народ свыкся с неоспоримостью власти любого, кто правит в Кремле", - говорится в статье.

Попутно российский городской средний класс создает новый политический язык: легкий, очень живой и обильно приправленный иронией, считает автор. Это предвещает, что отношение россиян друг к другу и к власть имущим сильно изменится.

Смех над странностями России и ее жителей уходит корнями в XIX век, пишет автор, упоминая о Гоголе, А. К. Толстом и Салтыкове-Щедрине. "В серые стерильные дни СССР сатира сделалась чем-то вроде национального вида спорта: юмор служил дверью в альтернативную реальность", - замечает Яффа. На его взгляд, "anekdoty" помогали преодолеть страх перед всесильным государством.

Позднее высмеивалась антиалкогольная кампания Горбачева, а в 90-е годы - Ельцин "за его единоличную кампанию в поддержку алкоголя", как выражается автор. Но после того, как в 2000 году Путин стал президентом, политический юмор начал чахнуть, полагает Яффа. Карикатурист Михаил Златковский рассказывает, что главный редактор некой газеты объявил: "Миша, Путина мы больше не рисуем. Оказывается, он обидчивый и злопамятный".

Интерес к политическому юмору был утрачен россиянами вместе с ощущением участия в государственных делах, считает автор. Но в последние месяцы, когда средний класс стал политической силой, богатая традиция политической сатиры возродилась.

Многие из нынешних протестующих настороженно относятся к тоскливо-серьезному тону, который свойственен оппозиции. "Эти люди с помощью юмора дают понять, что традиционной политикой не интересуются и не воспринимают ни себя, ни Путина чересчур серьезно", - полагает автор. Напротив, чиновники выглядят неуклюжими и глуповатыми, как в случае с расследованием "митинга игрушек" в Барнауле.

Протестное движение аморфно и обходится без лидеров. Самая едкая сатира тоже появляется не в традиционных СМИ, а просто в интернете или на транспарантах.

Авторы одного из самых известных сатирических циклов - аккаунта в Twitter KermlinRussia, который появился как пародия на блог Медведева - чуть ли не с радостью предвкушают возвращение Путина в Кремль, поскольку его подвиги а-ля мачо - благодатный материал для сатирика.

"Путин перестал быть страшным и начал становиться смешным", - заметил один из авторов KermlinRussia. Пожалуй, ничто не передает эти смешные черты столь язвительно и не пользуется такой популярностью, как проект "Гражданин Поэт", считает автор.

Правда, многие опасаются, что после выборов Путин не потерпит инакомыслия. "Юмор и чувство иронии не станут помехой для возвращения Путина на президентский пост, но они укрепляют гражданскую позицию и ощущение жизнестойкости - то, что наверняка сохранится и после выборов", - заключает автор.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru