На президентских выборах в марте девять кандидатов хотят выступить против действующего президента. Однако ни у одного из них нет реальных шансов на победу и в условиях предвыборной монархии а-ля Путин никто из них не заинтересован в занятии высшего государственного поста.
Александр Вешняков пользуется славой человека без особых примет. Вот уже несколько лет этот бюрократ с бледным лицом занимает пост главы российской Центральной избирательной комиссии. Будь то воля избирателей или желания Кремля - до сих пор ему удавалась сочетать и то, и другое. Не выводили его из состояния спокойствия даже самые серьезные обвинения в манипуляциях.
Это смогла сделать лишь Масяня, персонаж культового мультфильма, которую фанаты хотели избрать в кандидаты. Ни в коем случае, постановил Вешняков, который явно был не готов к удару из киберпространства. Однако мысль осталась: если выборы виртуальные, то и оппоненты тоже могут быть виртуальными.
В переизбрании Владимира Путина в марте нет сомнений, поскольку нет серьезных альтернатив. Под эгидой хозяина Кремля Россия превратилась в электоральную монархию, в которой инсценируется волеизъявление без возможности выбора. По прогнозам, Путин получит от 60 до 70 процентов. Поэтому выборы напоминают, скорее, голосование народа о доверии президенту.
Тем не менее на выборы вышли девять кандидатов, которым не позднее сегодняшнего дня нужно представить два миллиона подписей. Шансов на победу нет ни у кого - обычная ситуация для выборов. Новое заключается в том, что пост президента никому из них не нужен. Задача оппонентов Путин сводится к двум вещам: придать избранию президента характер настоящих выборов и поставить подножку главному сопернику - низкой явке.
Бессменные противники Кремля, глава коммунистов Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский из политической партии "Яблоко", не идут на выборы. "Яблоко" вообще отказывается от участия, в то время как коммунисты выставляют дублера Николая Харитонова, бывшего директора совхоза и страстного почитателя основателя советской разведки Феликса Дзержинского. Аграрий уже давно требует вернуть памятник Дзержинского на место. Разведка отблагодарила его, назначив офицером запаса.
Участвует в гонке и близкий соратник президента из Санкт-Петербурга, председатель не имеющей никаких функций верхней палаты парламента Сергей Миронов. Хотя ему светит лишь полпроцента голосов, однако для явки они могут оказаться решающими. Если предводитель, которому верят, идет в бой, то его нельзя оставлять одного, кто-то должен быть на его стороне, обосновал Миронов свое участие. За это его прозвали двойником Путина.
Владимир Жириновский, чья праворадикальная партия ЛДПР на выборах выступила успешно, тоже не стал себя выдвигать. Говорят, что чванливый придворный шут уступил давлению администрации Кремля, которая якобы была озабочена своим международным реноме. Поэтому гениальный артист послал на ринг своего бывшего телохранителя, бывшего призера по боксу и заместителя главы партии Олега Малышкина. Не имея политического веса, он зависит от указаний своего шефа, который на первой пресс-конференции наставлял его посмотреть-таки в камеру.
Участвует и Сергей Глазьев, глава национал-социалистической партии -призрака "Родина", детища Кремля, которое на думских выборах сразу получило более восьми процентов голосов.
Карусель фигляров и шутов, может подумать кто-то.
Если бы не либеральный политик Ирина Хакамада, которая сама выдвинула себя кандидатом. По собственной инициативе и без поддержки своей либеральной партии СПС. В выходные СПС грозил почти раскол по вопросу о том, чью кандидатуру он будет поддерживать. После жарких дебатов сошлись на компромиссе: никакой поддержки ни Хакамаде, ни Путину, которого поддерживает крыло образцового технократа Анатолия Чубайса.
Если Хакамада будет участвовать в выборах, это придаст избирательному фарсу легитимный характер, считают критики. Слухи, что на участие ее подтолкнул Кремль, она отвергает, указывая на открытое письмо в газете "Коммерсант". В нем она обвиняет Путина в том, что он использовал в своих целях драму с заложниками в "Норд-Осте" осенью 2002 года и воспрепятствовал ее мирному исходу. Хакамада на месте контактировала с террористами, которые - как она сегодня утверждает - не хотели убивать заложников. Кремль якобы строго запретил ей выступать в роли посредника.
Обвинения Хакамады похожи на нарушение табу. Поэтому она не рассчитывает на благосклонность Центральной избирательной комиссии, хотя ей удалось очень быстро собрать необходимые для участия два миллиона подписей. Почти так же быстро, как Путину. В самом деле, подозрительно.