Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 января 2005 г.

Судя по последним событиям, можно подумать, что к 2010 году американские космические туристы будут летать в орбитальные отели на американских космических кораблях, а инициатива администрации Буша по возвращению людей на Луну наберет обороты с тем, чтобы возвращение состоялось к 2015 году.

Однако задумайтесь. В космическом будущем ближайшего десятилетия вполне может господствовать российская космическая индустрия - новаторская и эффективная, способная предоставить свои клиентам качественные услуги по низким ценам.

После распада СССР в 1991 году российская космическая программа первой поняла реалии и набрала обороты, быстро усвоив капиталистические и рыночные методы извлечения прибыли.

Почти сразу же на стенах Центра управления полетами и на российских ракетах появилась реклама. Российские космонавты снимали на орбите рекламные ролики, программа продавала билеты на станцию "Мир" телеканалам, развлекательным консорциумам и иностранным правительствам, включая американское. Из этой инициативы родились платные полеты на Международную космическую станцию.

Из-за чрезвычайно выгодного обменного курса, оставшегося России в наследство от коммунистической экономики, российская рабочая сила стоила значительно меньше западной, и это позволяло России тратить меньше всех. Кроме того, ракетная промышленность была одной из немногих отраслей, имеющих хорошую репутацию благодаря качеству продукции.

Скоро космическая программа стала самым успешным предметом экспорта. К 2000 году значительную долю составляли коммерческие запуски с использованием ракет "Протон", "Днепр", "Зенит" и "Союз", а к нынешнему году она выводит на орбиту более 45% всех космических кораблей, что на 50% больше, чем в США.

Будущее выглядит лучезарно. На прошлой неделе российское космическое агентство "Роскосмос" подписало долгосрочное соглашение с Европейским космическим агентством, позволяющее России построить космодром для ракет "Союз" в космическом порту ЕКА в Куру (Французская Гвиана). Поскольку Куру ближе к экватору, чем Байконур и Плесецк, это позволит почти вдвое увеличить вес, который "Союз" выводит на околоземную орбиту, с 1,7 до 3 тонн.

Одновременно Россия продолжает переговоры с НАСА по поводу доставки экипажей и предоставлению спасательных услуг на МКС. Новое соглашение, вероятно, даст России дополнительные возможности по продаже билетов космическим туристам каждый раз, когда они отправляют "Союз" на МКС. В результате "увеличится портфель заказов" нашей космической отрасли, заявил на пресс-конференции директор "Роскосмоса" Анатолий Перминов.

Не удивительно, что компания, которая производит "Союзы", увеличила план на 2005 год на 50% - с 10 ракет до 15. Кроме того, "Роскосмос" объявил, что за первые три месяца 2005 года на орбиту будет выведено восемь спутников, больше, чем у кого-либо еще.

Наращивая свое господство в сфере пилотируемых и беспилотных запусков, российское правительство твердо намерено завершить строительство своей половины МКС к 2011 году. Планируется запустить новый лабораторный модуль к 2007 году, энергетическую и научную платформу к 2009 и второй лабораторный модуль к 2011 году.

Россия энергично продвигается вперед и с пилотируемым космическим кораблем нового поколения.

"Роскосмос" впервые объявил о том, что начинает работу над новым кораблем "Клипер" вскоре после того, как президент Буш сообщил о своей космической инициативе 14 января 2004 года. В последующий год, когда НАСА успело только написать список того, что требуется для замены шаттлов, российская компания РКК "Энергия" сделала предварительные конструкторские разработки и 1 декабря продемонстрировала модель корабля в натуральную величину.

Это шестиместный корабль многоразового использования. По словам представителей "Энергии", при должном финансировании он будет готов к 2010 году.

В довершение ко всему российское правительство и представители отрасли с осторожным оптимизмом говорят о том, что они, возможно, смогут отправить людей на Марс примерно в 2015 году.

Было бы ошибкой считать, что у России вообще нет проблем. Например, ситуация с финансированием "Клипера" остается неясной. Похоже, что российское правительство не торопится и готово растянуть разработку до 2015 года. В отличие от Джорджа Буша, российский президент Владимир Путин не проявляет большого энтузиазма по поводу космических программ, включая полет на Марс. И все же будущее российской космической индустрии выглядит светлым.

Как реагируют на это США? Вскоре после того, как Буш объявил о своей инициативе, представители НАСА разъехались по стране, рассказывая на всех углах о технических трудностях, связанных с задачей. На ежегодном Симпозиуме Годдара, который Американское общество космонавтики провело в конце марта 2004 года, один из инженеров НАСА объяснял, что для космических кораблей, отправляющихся на Марс, необходимо сконструировать замкнутую систему утилизации отходов.

Однако он ни словом не упомянул о российской системе, хотя с 1971 года в России было построено семь космических станций, снабженных эффективными и практичными системами переработки воздуха и воды. На вопрос, почему он не сказал о них, он ответил, что не может относиться к этим системам серьезно. "Мы в них не верим", - сказал он.

Мягко говоря, когда речь идет о космических исследованиях, американские космические чиновники недооценивают Россию. При всех разговорах о космическом туризме необходимо признать наличие конкурентов и понять, что США - не единственная страна, имеющая желание и возможность колонизировать Солнечную систему.

Разумно было бы не исключать возможность того, что первые люди, добравшиеся до Марса, будут говорить не по-английски, а по-русски.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru