Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 января 2008 г.

Меган К. Стэк | Los Angeles Times

Человек, подозреваемый в отравлении, стал в России героем

Андрей Луговой, утверждающий, что в отравлении радиоактивным веществом бывшего разведчика Александра Литвиненко его обвиняют ложно, по навету, широко воспринимается как символ противостояния Западу. Лугового даже выбрали в парламент

Если вы ищете самого скандально известного россиянина из тех, кто объявлен в международный розыск, попробуйте заглянуть в его новый кабинет - в парламенте.

Андрей Луговой, основной подозреваемый в отравлении радиоактивным веществом бывшего российского разведчика в Лондоне, нынче стал в российской столице почитаемой знаменитостью. Мало того, что Москва отмахнулась от просьб Великобритании о его экстрадиции; этот человек, в прошлом телохранитель, только что избран в Думу - нижнюю палату парламента - и вошел в ее облицованные мрамором коридоры.

Луговой утверждает, что его оболгали. Но это не мешает ему упиваться обожанием, которым окружают человека, слывущего в глазах масс символом противостояния Западу.

"Я хотел бы быть олицетворением российских граждан, которые в трудный момент жизни проявляют храбрость и силу духа", - сказал Луговой на прошлой неделе в своем московском офисе, когда, вопреки своему обыкновению, дал интервью.

Присутствие Лугового в парламенте олицетворяет для наблюдателей внутри страны и за границей дерзкий настрой "мы против них", царящий в Москве. Этот моложавый 41-летний мужчина - заноза в боку британского правительства, которое безуспешно убеждает Россию выдать Лугового для привлечения к судебной ответственности по обвинению в убийстве Литвиненко.

Луговой - коротко стриженный, с осанкой атлета и застенчивой улыбкой - с виду не похож на живое воплощение неосоветской напряженности между Россией и Западом. Но то, что он говорит, вполне соответствует ее духу.

Крах Советского Союза он называет оплошностью. Он выражает желание, чтобы военная мощь России вновь стала столь же масштабной и сильной, как в пору ее расцвета - советские времена. Он обвиняет разведслужбы США в том, что это они спланировали теракты 11 сентября, "так как им требовалось создать определенное настроение".

"Я не разделяю мнения, что холодная война возобновилась - она ведь и не кончалась, - говорит он. - Любой нормальный русский человек в 1990-е годы не видел со стороны Запада ничего, кроме оскорблений и унижения".

Значит, пришел час расплаты? Луговой немного посмеялся, а затем заговорил, тщательно подбирая слова.

"Я не согласен с библейской заповедью, что, если тебя ударят по одной щеке, подставь вторую, - сказал он. - Если тебя ударят по одной щеке, дай сдачи кулаком".

За популярностью Лугового, за восторженной реакцией масс на его имя таится негласное предположение, что это он убил Литвиненко. Не думайте, что хоть кто-то открыто называет его убийцей. Но предположение тянется за ним как шлейф: Лугового подозревают в том, что он добавил бывшему разведчику в чай радиоактивный полоний-210, следы которого были обнаружены в гостиничных номерах и ресторанах, а также на борту самолетов - в местах, где Луговой побывал за время своей поездки в Лондон.

"Он определенно стал бы в России национальным героем, если бы признался, что убил Литвиненко и пытался убить Березовского, - сказал Александр Проханов, главный редактор националистической газеты "Завтра". - В глазах большей части населения России и Березовский, и Литвиненко - мерзкие отступники, предатели, воплощение зла".

Когда Луговой недавно участвовал в российском ток-шоу, ведущий, выждав до самого финала передачи, спросил, действительно ли Луговой убил Литвиненко.

Услышав вопрос, Луговой расхохотался. "Нет", - сказал он.

"Тогда кто?" - настойчиво вопрошал ведущий.

Вместо ответа Луговой театрально пожал плечами и ухмыльнулся.

Во время беседы в его офисе на прошлой неделе Луговой раскраснелся и сдержанно улыбнулся, когда зашла речь на щекотливую тему этого убийства. Но он настойчиво твердил, что встречался с Литвиненко лишь для того, чтобы обсудить возможности деловых контактов в Британии. Что же касается радиации, то Луговой говорит, что его оболгали.

"Все выглядит так, словно бы нам полагалось оставлять эти следы, чтобы все можно было свалить на меня", - сказал он.

Трения из-за отказа России выдать Лугового повлекли за собой серию карательных мер, в том числе взаимную высылку дипломатов и преследования сотрудников британского культурного центра в Санкт-Петербурге.

Но Великобритания лишь орудие в стремлении США к господству, сказал Луговой в интервью. "Соединенные Штаты, наряду с Британией, силятся вновь применять двойные стандарты, чтобы подчинить своей воле другие страны", - сказал он.

Когда на прошлой неделе Луговой шел по парламенту, встречные замирали на месте и начинали шептаться. Некий депутат подскочил к нему и попросил разрешения с ним сфотографироваться.

Биография Лугового еще задолго до того, как он стал знаменитым лицом, объявленным в розыск, могла служить иллюстрацией к сложнейшему лабиринту, каковым является новейшая история России. Все мужчины в его роду, из поколения в поколение, служили в российской армии. Один его дед воевал с Японией, другой брал Берлин во время Второй мировой войны, которую Луговой называет на советский манер - "Великая Отечественная война".

Луговой родился в советском Азербайджане и был завербован в КГБ прямо после окончания военного училища. Предположение, что он был шпионом, Луговой встречает в штыки, уверяя, что всегда выполнял обязанности командира в подразделениях охраны личной безопасности.

В 1992 году его перевели в кремлевскую часть, которая охраняла президента; он трижды посещал Белый дом в качестве телохранителя российских лидеров.

По его словам, "в коридорах власти" он и познакомился с богачами, которые в итоге привели его в бизнес: грузином Бадри Патаркацишвили и магнатом Березовским, который затем рассорился с российским президентом Владимиром Путиным и теперь относится к числу самых ненавистных врагов Кремля.

К концу 1996 года Луговой ушел из государственных органов, где он получал 500 долларов в месяц, на должность главы службы безопасности российского общественного телевидения (т.е. ОРТ. - Прим. ред.), где ему платили 5 тыс. долларов в месяц. Вскоре он расширил свой бизнес, заключив массу контрактов для своей новой охранной фирмы в безумные дни президентства Бориса Ельцина.

Как и большинство людей, которые преуспели в постсоветской России, Луговой не боялся пачкать руки. Он более года провел под стражей за пособничество неудачному побегу из тюрьмы бывшего сотрудника "Аэрофлота" Николая Глушкова, который попал за решетку за мошенничество.

Но ко времени, когда Луговой приехал в Лондон для встречи с Литвиненко, он был процветающим бизнесменом: к своему портфелю он добавил крупную долю в компании, производящей безалкогольные напитки.

Теперь, говорит Луговой, его жизнь перевернулась.

"Насчет меня задаются всеми этими вопросами, и, понимаете, мне придется до гробовой доски жить с этим пятном, а я никак не могу на это повлиять, - сказал он. - Я вынужден с этим мириться".

По словам Лугового, после того как британская прокуратура объявила его подозреваемым, он потерял миллионы на контрактах в области бизнеса. Кроме того, он заточен в границах собственной страны, поскольку объявлен в розыск.

"Если он хоть одной ногой ступит за российскую границу, его арестуют, - сказал в декабре посол Великобритании в России Тони Брентон в интервью агентству Reuters. - Мы его разыскиваем".

Если верить рассказу Лугового, в самый черный для него час к нему обратился Владимир Жириновский, глава партии с невероятным названием - Либерально-демократическая партия России. Жириновский, один из самых эксцентричных политиков в стране, известен своей ультранационалистической риторикой.

Он пригласил Лугового войти в партийный список своей партии на декабрьских парламентских выборах, и Луговой с признательностью согласился.

"Я тонул, а мне протянули руку спасения", - говорит Луговой.

Многие российские аналитики считают, что за этим альянсом тайно стоял Кремль. По их словам, избрание Лугового в парламент было метафорическим посланием, адресованным миру.

"Я абсолютно уверен, что государство благословило этот шаг, - говорит Александр Коновалов, президент московского Института стратегических оценок. - Дело в том, что для массового сознания Луговой демонстрирует: мы достаточно сильны, чтобы игнорировать заявления британской стороны".

"Для России позорно, что такому человеку позволили стать депутатом парламента", - добавил Коновалов.

Что касается Лугового, то он надеется начать новую жизнь в качестве политика.

В разговоре он подробно останавливается на таких темах, как возрождение мощи России, твердое сопротивление давлению с Запада и восстановление чувства национального достоинства.

"Россия не должна допускать, чтобы мир был однополярным. Наши бомбардировщики должны нести боевое дежурство по всему миру, а наши подлодки - патрулировать мировые океаны, - сказал он. - Россия - великая страна и должна вести себя соответственно".

Материал подготовлен при участии Сергея Лойко из московского корпункта The Times

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru