Время красивых и подтянутых прошло. Ведущие модели стали больше похожи на "обычных" людей
Скотт Шуман с фотоаппаратом на плече шныряет по Сохо и выискивает кадры для своего фотоблога, посвященного уличной моде. Он замечает перспективную модель: девушку с длинными лоснящимися волосами и на высоких каблуках (это в субботу днем!) - по его словам, это два верных признака модницы. Но окончательный вердикт таков: на ней "чуть больше Nordstrom (сеть магазинов модной одежды. - Прим. ред.), чем нужно". Зато в объектив его камеры попадает бородатый мужчина, одетый в коричневое приталенное пальто-пуховик. Эта фотография соберет на блоге Шумана "The Sartorialist" более 70 комментариев - по поводу пальто: хороший результат, но едва ли непредсказуемый. Единственная фотография на этом сайте иной раз собирает сотни комментариев. Те, кто разбирается в моде, устраивают жаркие дискуссии по поводу длины обшлагов пиджака или складки на накладном кармане.
Шуман - лишь один представитель растущего сообщества блоггеров, которые публикуют на своих страничках изображения уличной моды - такой, какой ее делают "обычные" люди по всему миру. (У Шумана нет поводов опасаться конкуренции: он ведет ежемесячную колонку в GQ, у него есть контракт на написание двух книг, а чтобы попасть на церемонию открытия выставки снимков из его блога, которая состоялась на прошлой неделе, люди выстроились в огромную очередь). По словам блоггеров, их странички (например, Street Peeper, Last Night's Party, Fashionista и Stylesight) одновременно и привлекают внимание к уличной моде, и удовлетворяют сопутствующий ему интерес. "The Look Book", коллекция фотографий смыслящих в моде жителей Нью-Йорка, впервые опубликованная в журнале New York Magazine, в сентябре 2007 года вышла в книжном оформлении. Один из персонажей издания уже успел прославиться: бородатый трансвестит Андре Ж. украсил собой обложку ноябрьского номера французского Vogue. Мерлин Бронкс, который вывешивает в своем блоге Last Night's Party фотографии следящих за модой клубных завсегдатаев, фотографировал своих друзей для рекламы марок Ben Sherman и Converse. Теперь обыватели могут даже важно пройтись по подиуму: для показа своих моделей на прошедшей в минувшем году Miamy Swim Fashion Week производитель купальников Lycra набрал на пляже 20 женщин всех комплекций и размеров.
Люди, знакомые с миром фэшн-индустрии, говорят, что тенденция использовать для рекламы одежды простых обывателей свидетельствует о том, что аудитория устала от тощих, невыразительных моделей в рекламе и на подиуме. В качестве аргумента они приводят отрицательные отзывы о болезненно худых моделях, участвовавших в "Неделе моды" прошлой весной. "Я убежден, что модные показы и истории про то, как вынужденные на протяжении шести недель питаться одной лимонной водой модели скуриваются до смерти, вызывают у людей отторжение, - говорит Саймон Роджерс, глава модельного агентства Ugly New York, которое специализируется на моделях "обычного" внешнего вида. - Люди хотят видеть на подиуме моделей, которые соответствуют внешнему виду "обычных" людей с улицы". (Эта потребность отражена в последней серии телевизионного шоу "Ugly Betty", в которой Бетти устроила "альтернативный" показ мод с участием непрофессиональных моделей). На этой неделе откроется Нью-Йоркская неделя моды "Осень 2008", и эксперты в области моды говорят, что мы снова можем стать свидетелями робких проявлений нового тренда: модели, как и раньше, будут стройные и ослепительно красивые, но, возможно, станут чуть более похожи на стройную и ослепительно красивую модификацию человека с улицы, чем на стереотип модели. "В 80-х и 90-х модель должна была выглядеть эффектно и опрятно, как Ники Тейлор и Кристи Тарлингтон, - говорит Фаран Крентчил, бывший автор Fashionista. - Теперь людям нравится, если на девушке надета футболка с изображением музыкального кумира и джинсы, на которые она сама поставила заплатку, - то есть речь идет о девушке, обаяние которой объясняется не одной лишь красотой". Другими словами, сейчас существует спрос на моделей, у которых есть собственный стиль, что бы на них ни было надето - собственные потертые тряпки или нечто из области haute couture.
Этот интерес к моделям "обычного" внешнего вида вызван, прежде всего, интернетом, который стал причиной демократизации мира высокой моды, - а ведь в былые времена существовал только для ценителей. "Показы мод были предназначены для очень узкого круга лиц, они были крайне эксклюзивными, - говорит редактор Эмми Ларокка. - Теперь спустя час после показа сделанные на нем фотографии уже можно увидеть в интернете. Причаститься может кто угодно". Ларокка также связывает тот факт, что мода стала более доступной, с учащением случаев, когда элитные дизайнеры создают линии одежды, доступные потребителям товаров массового производства. В качестве примера можно привести коллекцию, созданную Исааком Мизрахи для Target, или такие реалити-шоу, как Project Runway.
Производители одежды отвечают на этот тренд: они ищут "обычных" людей, которые комфортно себя чувствуют в той одежде, которую они продают. "Когда нужно было сделать снимки для Ben Sherman, я позвал друзей, которые, как я знал, сами предпочитают Ben Sherman", - рассказывает фотоблоггер Бронкс. Конечно, ему повезло, что некоторые из его друзей неплохо выглядят. "Большинству успешных брендов удается найти точки соприкосновения между уличной жизнью и своей продукцией, - говорит Крентчил. - Но если вы не смотритесь в этой одежде, вас не позовут ее рекламировать". Вот что удивительно: даже те дизайнеры, которые выводят на подиум "обычных" людей, сталкиваются с трудностями. Как правило, у них есть возможность сделать для шоу вещи одного-двух размеров, что не позволяет им показать их на моделях различной комплекции. Роджерс из Ugly New York говорит, что он уже подыскивает моделей для своего показа на Неделе моды, но ни одного контракта пока не заключил.
И все же перемены уже витают в воздухе. Ben Sherman отказался от показа на Неделе моды, но вице-президент бренда по маркетингу Дана Динамит говорит, что компания воодушевлена идеей использования "обычных" людей на подиуме и воспользуется ею в будущем. Поверить в эту идею, по словам Даны, ее заставил отклик на рекламу: "В блогах народ пишет, что после этой акции мы стали гораздо круче".