Когда-то Exxon Mobil собиралась приобрести долю в крупнейшей российской частной нефтяной компании, но Кремль арестовал владельца, и компания обанкротилась, повествует The New York Times. "Несколько лет назад российские партнеры надавили на BP, стараясь ее вытеснить, и ее глава был вынужден скрываться", - утверждает корреспондент Эндрю И. Крамер.
Но теперь и Exxon, и BP вновь разворачивают масштабную деятельность в России, как и ряд других крупных нефтяных компаний, замечает газета. "Для них российские углеводороды - непреодолимый соблазн, каковы бы ни были политические риски сделок с государством или партнерства с российскими миллиардерами, славными своей неуступчивостью", - пишет автор.
В четверг Exxon Mobil заключила с "Роснефтью" сделку об освоении шельфа Черного моря, а двумя неделями раньше BP договорилась об обмене акциями с "Роснефтью". "Но Россия есть Россия, и у BP уже появились проблемы в связи с новой сделкой. В четверг ее состоятельные российские партнеры по другому, частному предприятию подали иск в лондонский суд, требуя заблокировать соглашение BP и "Роснефти" на сумму 16 млрд долларов", - говорится в статье.
Для Запада российские нефтяные месторождения - центр бурной деятельности, пишет газета, поясняя, что на данный момент Россия занимает первое место в мире по добыче нефти - 10 млн баррелей в день. "Но, пожалуй, сегодня еще более притягательной особенностью является желание России заниматься бурением на шельфе. Нефтяные месторождения на суше во всем мире постепенно иссякают. А бурение новых скважин на шельфе в странах, которые думают об экологии, - например, в США - сейчас запрещено", - говорится в статье.
Россия, напротив, не возражает против бурения скважин в глубоководных районах. Освоением российских прибрежных вод займется еще одна крупная нефтяная компания Chevron. "А Royal Dutch Shell, которая в 2007 году была вынуждена продать "Газпрому" половину своего нефтегазового проекта "Сахалин-2" стоимостью 20 млрд долларов, предполагающего освоение глубоководных месторождений, теперь получила от России приглашение участвовать в проектах "Сахалин-3" и "Сахалин-4", - пишет издание.
В четверг в Давосе на подписании сделки с Exxon Игорь Сечин развеял опасения, что Россия в любой момент может национализировать свою нефтяную промышленность. Он сказал, что Россия считает эту отрасль "частью интегрированного глобального рынка". "Роснефть" вынуждена сотрудничать с иностранцами: она имеет исключительные права на месторождения на шельфе, но не имеет своих технологий для их освоения, заметил в интервью аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров.
"Западные топ-менеджеры делают ставку на то, что на сей раз их технические познания оградят их от капризов российских политиков и бизнесменов", - заключает газета.