Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 января 2013 г.

Насколько велико влияние отца Тихона (Шевкунова) на российского президента? - размышляет The Financial Times. Журналист Чарльз Кловер взял интервью у архимандрита Тихона и делится впечатлениями от встречи, а также от посещения Сретенского монастыря в Москве, где Тихон является настоятелем.

"Отец Тихон Шевкунов выглядит, пожалуй, чересчур изысканно, чтобы вписаться в имидж православного монаха, который закрепился на Западе благодаря Достоевскому. Борода, правда, достаточно неухоженная, но подбородок чуть более изящный, копна волос - слишком густая, струящаяся, а по телевидению он выступает слишком безупречно, чтобы походить на безумного, предающегося самобичеванию анахорета из "Братьев Карамазовых", - пишет автор. По его ощущениям, отец Тихон "уверен в себе, словно кинозвезда, и немножко похож на Рассела Кроу".

В отличие от монахов, воспетых Достоевским, Тихон не затворник. "Когда я брал у него интервью в декабре, он вернулся из поездки в Китай и собирался отбыть в Латинскую Америку", - пишет автор. Сретенский монастырь, как увидел корреспондент, - далеко не островок самосозерцания, отрезанный от современного мира. Там без проблем можно воспользоваться WiFi, работает крупнейшее издательство РПЦ и редакция сайта Pravoslavie.ru.

"В церкви отец Тихон имеет влияние, намного превышающее его скромный сан архимандрита, преимущественно благодаря своим контактам с Кремлем", - продолжает Кловер. Тихона называют духовником Путина, сам архимандрит не подтверждает, но и не опровергает эти слухи. Тихон лишь сообщает, что Путин однажды приехал в монастырь. ("Скорее всего, это произошло в 1998-1999 годах, когда он возглавлял ФСБ", - предполагает автор). Факт тот, что Тихон сопровождает Путина в поездках по России и за рубеж. "Если верить упорным слухам, Тихон обратил бывшего полковника КГБ в православную веру и стал его dukhovnik ("крестным отцом", ошибочно переводит автор. - Прим. перев.). Говоря о влиянии Шевкунова, газета утверждает: "Он почти в одиночку боролся за закон, направленный против алкоголизма", и в результате Госдума запретила торговать спиртным по ночам.

Сам Шевкунов в интервью Кловеру "сказал лишь, что они с Путиным хорошо знакомы", но отказался отвечать на вопрос, является ли духовником президента. "Если хотите, можете верить этим слухам, но я их определенно не распространяю", - сказал архимандрит.

"В чем бы ни состояла истина, Кремль считает, что ему полезно не отрицать слухи о духовнике", - замечает газета. Пресс-секретарь Путина Песков сказал, что просто не знает, кто духовник Путина: "Это глубоко личное дело". "Если кто-то знает, что ты духовник, то ты больше не духовник", - пояснил Песков.

Как бы то ни было, Шевкунов заверяет: "Я не кардинал Ришелье".

"Если иностранная разведка похитит отца Тихона и станет пытать, он мало что сможет им рассказать", - заметил Евгений Никифоров ("друг Тихона и глава православной радиостанции "Радио Радонеж", характеризует его автор). Он пояснил: "В наших исповедях не так-то много конкретной информации. Просто говоришь: "Я украл" или "Я прелюбодействовал". Может быть, прибавляешь какие-то конкретные подробности: сколько, как часто. Но особая конкретика не требуется".

Газета находит отношения Путина и отца Тихона странными, "прежде всего по историческим причинам". "КГБ в своих разных инкарнациях" с 1917 года казнил или заключил в тюрьмы более 300 тыс. представителей духовенства. Сам Сретенский монастырь служил казармой НКВД, а по слухам, и местом казней. Отец Тихон говорит, что никогда не сможет примириться с советским периодом, но не считает, что наши современники несут ответственность за преступления НКВД и КГБ: "Это все равно, что винить сегодняшнего американского солдата за то, что случилось во Вьетнаме".

"По-видимому, Тихон с готовностью включает 70 лет советской власти в единый путь российской государственности", - пишет автор. Архимандрит отметил, что многие сотрудники КГБ фактически служили России и "называть их виновными в репрессиях было бы совершенно неверно".

По мнению автора, таких взглядов в РПЦ придерживается меньшинство, но кремлевское руководство, жаждущее воспользоваться имиджем церкви, поощряет эту точку зрения. Эксперт Джеральдина Фейген считает: снижение рейтинга Путина и рост протестного движения подстегнули усилия президента по привлечению церкви на свою сторону.

Шутка, что Сретенский монастырь - это "идеологический отдел Кремля", - далеко не шутка, считает автор. "Российская политическая жизнь, когда-то пропитанная идеологией на всех уровнях, веками была уязвима перед всеобъемлющими доктринами и программами", - утверждает он. Многие считают, что энергичное православие с политическим уклоном заполняет идеологический вакуум.

Сам Тихон отрицает, что является идеологом. Но, по мнению автора, "этот ярлык к нему прилип", особенно после фильма "Гибель империи: Византийский урок", снятого Шевкуновым. Фильм подчеркивает историческую связь России с Византией и оправдывает глубоко- антизападное мировоззрение, считает Кловер.

На момент премьеры либералы нашли фильм эксцентричным и обскурантистским. "Сегодня эта картина едва ли была бы заметна в эфире государственных телеканалов", - замечает автор. С возвращением Путина на президентский пост политическая элита качнулась в сторону консервативного национализма и ксенофобии.

По мнению корреспондента, в последнее время отец Тихон "стремится подчеркнуть свою мягкую сторону". Он собирает деньги для центра, где помогают 100 детям-инвалидам. Центр финансируется и монастырем, и государством. По словам Тихона, это пример "симфонии церковно-государственной власти".

Автобиография Тихона "Несвятые святые и другие рассказы" - хорошо написанное повествование о жизни монахов, его наставников, в советские годы - не содержит открытого национализма и политической пропаганды, считает автор. Но, по словам критиков, книга умалчивает о компромиссах духовенства с советской властью. "Многие выдвигают обвинение, что церковные иерархи работали на КГБ, который фактически контролировал рычаги "служебного роста" в церкви до конца 1980-х", - пишет Кловер, ссылаясь на свидетельства бывшего священника Глеба Якунина. Вместо того чтобы изгнать бывших коллаборационистов, из церкви изгнали Якунина и других, поднимавших эту проблему.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru