В Риме, в личной капелле пап, в Санкта-Санкторум, хранится изображение Господа, которое называют Акеропита - нерукотворным образом Христа, пишет Мелания Маззукко в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
"В Риме, на площади Святого Иоанна, в элегантном здании периода Возрождения, хранится одно из загадочных и потрясающих воображение произведений искусства, не созданных рукой человека. Ты его еще не видишь, но уже ощущаешь его. Это ощущение незабываемо", - пишет автор статьи.
"Этот предмет - образ, написанный на льняном полотне - находится в алтаре, он как бы помещен в серебряный кокон, отбрасывающий лунные блики. Но приблизиться к нему невозможно: путь преграждает толстая решетка. Мы находимся в личной капелле Папы, в которой собраны бесценные сокровища христианства. Часовня известна как Санкта-Санкторум, Святая святых. Надпись на архитраве гласит: "Нет более святого места во всем мире". Находясь здесь, испытываешь ощущения, будто на тебя смотрят. Но кто?" - задается вопросом автор статьи.
"Образ, о котором идет речь, - древнейшая икона, на которой изображен Иисус Христос. Существует много подобных икон, но эта - особенная. Не только потому, что она чудодейственная, что она талисман-защитник Рима. Со временем она потускнела, почти исчезла. Исчезло изображение ног Христа, затем исчезло одеяние и трон, на котором он сидел. В конце 1100 года оригинальное изображение почти перестало быть видимым - его подновили. Однако изображение тела восстановить не удалось, его заменили одеянием из серебра, украшенным драгоценными камнями. С этой иконы на верующих обращен лик Христа, взгляд его необычайно напряжен", - пишет автор статьи.
"Предпринимались попытки установить происхождение иконы. Однако, как всегда случается, когда произведение появляется внезапно, Святой Спаситель становится загадочным объектом, как метеорит. Но у этого произведения есть автор: сам Господь. Об этом говорит загадочное греческое слово, Акеропита (Acheropìta) - "то, что не было сделано руками человека". Таким образом, Бог - автор этого портрета. Иными словами, это автопортрет", - рассуждает автор статьи.
"И поскольку это не отпечаток лика Иисуса (как Мандилион из Эдессы или "плат Вероники"), значит, это первый автопортрет в истории искусства. Итальянские и иностранные художники об этом знали, все они приезжали в Рим. Они запомнили это священное фронтальное изображение, огромные глаза этого человека-Бога. Сегодня в это трудно поверить. Научные исследования показали, что изображение очень хрупкое, нанесенное обычными красками, оно создано в V, но не позднее VII века. Это изображение стало образцом, множество раз воспроизведенным. Оно показывает, как Бог видел самого себя, более того, нерукотворная икона говорит нам, каким художники в давние времена видели Христа: всемогущим государем с золотым ореолом, но болезненно человечным. Быть может, икона не воспроизводит исторический образ Христа, но передает ощущение его присутствия на земле", - пишет автор статьи.
"У него огромные, близко посаженные, широко открытые глаза, взгляд отсутствующий, но при этом проникающий, смотрящий куда-то за пределы видимого, за пределы материи. Невозможно избавиться от ощущения, что этот портрет, заключенный в серебряный оклад, вовсе не кусок неподвижного дерева. Что это не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас", - заключает автор.