Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 января 2015 г.

Нил Макфаркьюхар | The New York Times

Российский фильм "Левиафан" сорвал аплодисменты в Голливуде, но на родине был отвергнут

"Левиафан" во многом - величайшее за несколько лет или даже десятилетий достижение России в области кино, полагает The New York Times. Журналист Нил Макфаркьюхар напоминает, что фильм недавно удостоился "Золотого глобуса". Его расхвалили критики и кинематографисты разных стран - как представляется, повсюду, кроме России, замечает автор.

"Левиафан" расколол Россию задолго до его выхода в широкий прокат (кстати, прокат начнется только с 5 февраля), пишет газета. "Многие восхваляют его как достоверное отражение жизни в эпоху Путина, а другие осуждают, называя пропагандой врага государства, которую следует запретить", - говорится в статье.

Тот факт, что мало кто из россиян действительно посмотрел "Левиафана", не смягчает жаркие споры. Проводятся параллели с травлей Солженицына и Пастернака.

"Одна из причин этого почти всеобщего осуждения "Левиафана" связана с общей обстановкой в России сегодня, - пояснил журналист Владимир Познер. - Очень многие испытывают ощущение, что западный мир несправедливо критикует их, подвергает остракизму, оскорбляет и что они должны защищаться".

Познер и другие отметили: украинский кризис только усугубил настроения, которые вызревали годами.

"Все, что воспринимается как любая критика России, автоматически рассматривается либо как очередная попытка Запада очернить Россию и Православную церковь, - говорит Познер, - либо как деяния некой "пятой колонны" русофобов, которые занимаются антироссийской деятельностью на деньги Запада или просто сами настроены глубоко антироссийски".

Режиссер Андрей Звягинцев неоднократно заявлял в защиту своего фильма, что это общечеловеческая притча. Он вдохновлялся как библейской Книгой Иова, так и историей конфликта в штате Колорадо в 2004 году.

Создатели фильма не спешили с премьерой в России, надеясь, что его воспримут как художественное произведение, а не как политическое заявление.

Споры начались в прошлом году, после того, как "Левиафан" был отмечен на Каннском фестивале за лучший сценарий.

Министр культуры Мединский возглавил нападки, хотя его ведомство в значительной мере финансировало фильм. Мединский признал, что в "Левиафана" чувствуется талант режиссера, но сказал, что ему фильм не понравился.

"Позднее его министерство предложило принципы, согласно которым фильмы, "оскорбляющие" культуру страны, будут запрещены", - утверждает газета.

Российская интеллигенция сочла, что Мединский стремится воскресить фантазии советского периода, а также указали, что Достоевский, Чехов и даже Толстой писали мрачные великие произведения.

"Фильм вызвал необычные разногласия и в пастве РПЦ, так как заметное место в нем занимает коррумпированный епископ", - пишет газета. Некоторые верующие призвали запретить фильм. Активист Кирилл Фролов написал в "Фейсбуке", что это грязная клевета на русскую Церковь и государство.

Но некоторые церковные иерархи, наоборот, поддержали картину. Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон заявил, что фильм "честный" и ставит важные вопросы о состоянии страны.

Шум вырвался далеко за пределы Москвы и Петербурга, где сосредоточены культурная и политическая элита. После вручения "Золотого глобуса" фильм стали намного активнее нелегально скачивать через интернет: в первые сутки его скачали 30 тыс. раз, говорит продюсер. С тех пор закачек становится все больше.

ИТ-специалист Слава Смирнов счел, что этот интерес может укрепить новую модель финансирования. "Он создал сайт, где зрителям предлагается пожертвовать около 3 долларов - цену билета в кино. Ежедневно на сайт поступает примерно 100 тыс. рублей, сумма скоро приблизится к миллиону. Роднянский сказал, что деньги пойдут на благотворительность", - говорится в статье.

"Левиафан" беспощадно фокусируется на централизации власти и роли православия - двух столпах власти Путина, пишет газета.

И все же многие деятели культуры ожидают: если "Левиафан" удостоится "Оскара", Кремль изыщет способ одобрить его как коллективное достижение.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru