Дети смогут брать фамилию матери? В Италии это пока что невозможно, но в ближайшее время Конституционный суд Италии должен решить, наносить ли еще один удар по и без того снижающемуся авторитету pater familias - отца семейства. К созданию юридического казуса, способного радикально изменить правила и обычаи общества, которое во многих случаях все еще считает себя патриархальным, причастны Луиджи Ф. И Алессандра С. - миланская супружеская пара, заявившая государственному чиновнику о своем желании дать отклонил эту просьбу. Но супруги не захотели сдаваться и подали иск в Кассационный суд. Наконец, 17 июля Верховный суд вообще выразил большое сомнение в конституционности норм гражданского кодекса, касающихся определения потомков по отцовской фамилии, и обратился за разъяснениями в Конституционный суд.
Кассационный суд напоминает, что "Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 года и ратифицированная Италией, налагает на все присоединившиеся к ней государства обязательства по принятию всех необходимых мер по недопущению дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, связанных с браком, и в частности по гарантированию равных прав мужу и жене, включая и выбор фамилии". В решении Кассационного суда упоминается также о "рекомендациях Совета Европы от 1995 и 1998 годов, в которых содержится требование полной реализации равенства между матерью и отцом при выборе фамилии".
По мнению Кассационного суда, "должно соблюдаться право женщины передавать свою фамилию ребенку, также как и право ребенка выбирать фамилию одного из родителей и право на продолжение фамильной истории и по материнской линии".
Судьи также отметили, что статья 3-я Конституции, "отдающая предпочтение отцовской фамилии, является дискриминационной".
Апелляционный суд отклонил иск миланских супругов, сославшись на то, что "дети, носящие фамилию матери, могут столкнуться с негативными последствиями, поскольку их могут счесть естественными, но не легитимными наследниками".
Кассационный суд отклонил это решение, заявив, что "неравенство между супругами" не способствует укреплению единства семьи.