Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июля 2004 г.

Дэниэл Вильямс | The Washington Post

Новый взгляд на древнеримский город

Для 2 млн туристов, ежегодно посещающих Помпею, самая привлекательная возможность - это приоткрыть завесу повседневной жизни Римской империи, созерцая городские храмы, таверны, жилые дома, общественные бани и, конечно, бордели с эротическими фресками.

Нынешним летом туристы могут и не заметить следов новых раскопок у юго-западного входа в город - этот участок похож на улицу, где ведется ремонт водопровода. Между тем, там исследуется эпоха, которая обычно затмевается общеизвестной связью Помпеи с эпохой империи: на протяжении трех веков здесь существовала другая цивилизация, со своими храмами, домами, тавернами, банями и пикантными сексуальными особенностями.

В июне археологи из итальянского Университета Базиликата обнаружили руины здания, построенного самнитами - воинственным горным народом, который завоевал Помпею, жил там и правил ею до того, как в город ворвались римские колесницы.

Археологи искали следы помпейской гавани. Но вместо этого они нашли стену более древнего храма, глиняные подношения самнитской богине любви, бассейн и терракотовые трубы на том месте, где находилась ритуальная баня.

Последние 250 лет раскопки велись в основном в римском городе, который засыпало пеплом и камнями во время извержения Везувия в 79 году.

До 90-х годов местные власти считали, что все новые открытия, относящиеся к эпохе римлян, необходимы для того, чтобы о Помпее не забывали, и чтобы она оставалась самой популярной достопримечательностью Италии.

Но нынешнее руководство считает такой подход непродуктивным, подчеркивая, что ему трудно обеспечивать сохранность большого количества памятников на улицах Помпеи. В результате лишь 34 акра из 115 открыто для посетителей: это вдвое меньше, чем 50 лет назад.

В мертвом городе заметны следы ущерба, нанесенного многолетним запустением. Туристы подбирают маленькие кусочки мрамора в качестве сувениров, у подножий римских колонн валяются пластиковые бутылки, по улицам бродят бездомные собаки.

Нередко на места раскопок совершают набеги воры. За последние 30 лет в Помпее было украдено более 600 предметов, от фресок до кирпичей. Одна из самых серьезных краж произошла в 1977 году, когда с виллы, известной под названием Дом гладиаторов, пропало 14 фресок. В январе воры похитили две фрески из Дома Целомудренных влюбленных. (Дома в Помпее обычно называют в честь знаменитых картин, скульптур и других произведений искусства.)

Власти подозревают, что к последнему хищению причастны некоторые охранники, так как местные преступные группировки пытаются получить подряды не реставрационные работы.

Так или иначе, директор отдела археологических раскопок в Помпее Пьетро Джованни Гуццо, занимающий этот пост уже десятилетие, издал распоряжение о прекращении расширения территории раскопок. По его словам, необходимо сосредоточится на углублении вскрываемых слоев, так как это не только позволяет ему тратить деньги на сохранение уже обнаруженных частей Помпеи, но и приносит научные открытия.

"Вертикальный поиск открывает нам полную историю города. Верхняя римская часть это лишь фрагмент, - заявил Гуццо в недавнем интервью. - Уход вглубь стоит не так дорого. Он не подразумевает реставрации и открытия для туристов большей площади; не требуется для него и нанимать новых охранников".

В подземной Помпее, может быть, нет роскошных вилл и элегантных скульптур, но археологов, умеющих увидеть вселенную в комке глины, она волнует не меньше.

"Помпея - это город, который, к несчастью для него, но к счастью для нас, был разрушен. По общему мнению, жизнь здесь умерла, когда был разрушен римский город, - заявил Эммануэле Курти, руководящий последними раскопками. - Но Помпея была городом задолго до этого, и миру стоит об этом напомнить".

Короче говоря, пора отдать должное самнитам. "Не принято придавать им особой значимости, но это так лишь потому, что они не имели значения для римлян, которые писали историю", - отметил Курти.

Самниты были племенем, которое занимало южную часть центральной Италии и пришло в район Помпеи примерно в VI веке до нашей эры. С 343 года до н. э. они трижды воевали с Римом, которому тогда еще не принадлежал весь полуостров.

Воспользовавшись моментом, когда самниты воевали с греками, римляне вторглись на их территорию. Римляне пытались создать колонии вблизи Неаполя, но самниты наносили ответные удары. Был момент, когда самниты загнали римскую армию на горный перевал и заставили ее сдаться.

Впоследствии римский Сенат организовал контратаку. Приготовления к новой войне включали в себя строительство Аппиевой дороги, ведущей из Рима в Неаполь. Для наступления римляне построили войска по принципу шахматной доски, позаимствованному у самнитов. По мнению историков, гибкий строй стал главным военным преимуществом будущих правителей западного мира.

В преддверии третьей войны самниты заключили союз с галлами и этрусками. Для Рима этот союз стал настоящей "осью зла", все его участники были достойными противниками. Но они сначала нанесли поражение самнитам, а затем и их союзникам. Помпея пала в 290 году до н. э. Но римляне были заинтересованы в мире, а не в оккупации. Они заключили альянс, позволявший самнитам осуществлять самоуправление, и автономия просуществовала 200 лет.

Мир закончился в I веке, когда самниты, вместе с другими покоренными народами, восстали. Кто не с нами, тот против нас, решили римляне. Они не только завоевали города самнитов, включая Помпею, но и создали на их территории военные колонии, навязывая народу латынь и убивая всех, кто сопротивлялся.

Победоносный генерал Люций Корнелий Сулла построил в Помпее храм Венеры. До июня нынешнего года считалось, что храм стоит на ничем не примечательном участке древнего города. Но оказалось, что он построен на месте храма Мемфитис, самнитской богини любви. По словам археологов, они надеются найти центр храма под поваленными колоннами римского храма Венеры.

Баня и амулеты указывают на то, что самниты практиковали ритуальную проституцию, богатые и бедные женщины вступали в сексуальные отношения в ходе обряда посвящения, говорит Курти.

"Нам, воспитанным в викторианском духе, это кажется странным. Но на это общество нельзя смотреть нашими глазами, - отмечает он. - Возможно, в какой-то момент это стало профессией. В конце концов, речь идет о портовом городе".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru