Шахматист рассказывает о том, сколько математики в его партиях, и о том, как он противостоит Путину и Медведеву, пишет Пьерджорджио Одифредди на страницах газеты La Repubblica.
Самый молодой в истории чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров в 2005 году покинул спорт и посвятил себя политике, став лидером "Объединенного гражданского фронта" и председателем коалиции "Другая Россия", выступающих в оппозиции режиму Путина и Медведева и отстаивающих права человека, рассказывает корреспондент. Его политическая деятельность уже стоила ему ареста в 2007 году.
Одифредди в ходе беседы с Гарри Каспаровым задал великому шахматисту много вопросов, в первую очередь спросив, в чем секрет его успеха. Каспаров ответил: "Секрет успеха внутри нас. Мы должны понять, кто мы, и определить наши сильные и слабые стороны, так мы сможем узнать все о нас самих". Каспаров полагает, что нельзя достичь совершенства, потому что его не существует. "Достижение успеха не означает, что мы все сделали идеально, просто наш противник последним допустил ошибку. Поэтому следует всегда возвращаться назад, чтобы вскрыть возможные ошибки, которые мы допустили, и избегать впредь их повторения. И вскрыть их надо до того, как это сделает противник, который, вне всякого сомнения, тоже их ищет", - подчеркнул Каспаров.
Тем не менее, по словам Каспарова, всегда следует стремиться к совершенству: "Бороться за то, чтобы приблизиться к совершенству, - задача каждого игрока, да и каждого человека тоже".
По мнению Каспарова, шахматы в любую историческую эпоху являются отражением культуры и психологии. Карпов, с которым Каспаров очень скоро вновь встретится за шахматным столом, является типичным конформистом, заявил Каспаров, он жил в период, когда Запад отступал, и Карпов стал символом "циничного признания продвижения вперед коммунизма. Я, напротив, мятежник и революционер, я добился звания во времена больших перемен", отметил он.
В шахматах, по словам Каспарова, главное - разрыв между игроком и всеми остальными. Вероятно, высказал предположение журналист, длительный разрыв со всем остальным миром и стал причиной того, что Каспаров решил играть с компьютером. "Я пошел на это потому, что счел это важным для развития игры. Для меня это стало большим социальным, культурным и научным экспериментом ХХ века, попыткой увидеть, как противостоят друг другу бесчувственная сила математики и человеческая интуиция". Deep Blue, по словам Каспарова, это была не программа - это была система параллельных процессоров, у каждого из которых имелась собственная программа, способная анализировать полтора миллиона позиций в секунду: своего рода древо из 256 процессоров с центральным командным пунктом. "Но мы не знаем, как эта машина играла, потому что мы не видели механизма, принимавшего решения". Разница между машиной и человеком в том, что человек 99% времени думает и 1% времени тратит на просчет ситуации, а машина действует наоборот, но результат всегда одинаков, в обоих случаях речь идет о разуме.
"Теперь, когда вы занялись политикой, ощущаете ли вы, что вам недостает шахмат?" - спросил журналист. "Я не смотрю назад. Я всего лишь четыре года не участвую в соревнованиях, но этот мир кажется мне чрезвычайно далеким". Отвечая на вопрос Одифредди о том, может ли опыт шахматиста оказаться полезным для управления Россией, Каспаров ответил: "Посмотрите, после того, что Путин сделал за восемь лет у власти, думаю, что любой может сказать, что он лучше подготовлен, чем Путин".
На вопрос о том, является ли Каспаров мятежником и в области религии, шахматист ответил: "Я бы сказал, что я самостоятельно стал христианином, в каком-то смысле. Естественно, я всегда был против конфессиональных структур, которые воздвигаются между индивидуумом и верховной властью: в частности, речь идет о Православной церкви, которая в России обладает самыми крепкими подобными структурами. Мне не нравятся правила, которые устанавливают люди".