Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июля 2011 г.

Питер Стэнфорд | The Independent

От Мубарака до Маркоса. Куда подевались все деспоты?

Корреспондент The Independent Питер Стэнфорд выяснил, как поживают свергнутые в ходе "арабской весны" и затем пропавшие из виду диктаторы.

Прежде всего его интересовала судьба "нечестивой троицы": Зин аль-Абидин Бен Али, Хосни Мубарак и Али Абдулла Салех. "Справедливость требует, чтобы они сидели в тюрьме или предстали перед судом, ведь все трое правили посредством силы и страха, - пишет автор. - Но все они в настоящее время на больничных койках". Экс-президент Туниса Бен Али приходит в себя после инсульта в эксклюзивной клинике в Джедде (Саудовская Аравия), Мубарак с 13 апреля находится в одном из стационаров Шарм эш-Шейха (у него проблемы с сердцем), а Салех залечивает раны в Рияде.

Одни думают, что все это уловки, чтобы избежать правосудия, по мнению других, проблемы со здоровьем у деспотов стали следствием шока от свержения. "Одна из опасностей неограниченной власти в том, что человек начинает верить в собственный миф. Эти три тирана (и их многочисленные родственники) решили, что дворцы, лимузины, придворные подхалимы и безлимитные кредитки... будут всегда, что эти атрибуты могут быть переданы детям как фамильная собственность. Возможно, они даже убедили себя в том, что обладают неподдельной популярность в массах", - говорится в статье.

"А затем вдруг их бесцеремонно вышвырнули за дверь, причем делали это, как правило, товарищи, которых они продвинули по службе. Банковские счета заморожены, звонки "друзьям" из числа западных лидеров остаются без ответа, начинают появляться международные ордеры на арест", - живописует Стэнфорд крушение иллюзий, которое пришлось пережить бывшим диктаторам. Им больше не приходится рассчитывать на "мягкую посадку", вроде той, что была уготована иранскому шаху, филиппинскому диктатору Фердинанду Маркосу или "мяснику из Уганды" Иди Амину. Счета в швейцарских банках, как показывает пример полковника Каддафи, начинают замораживать, даже не дожидаясь окончательного свержения. Перед сегодняшними сатрапами стоит нелицеприятный выбор: "либо остаться в своей стране и иметь дело с теми, у кого к тебе претензии, либо отправляться в единственную оставшуюся нетронутой тихую заводь, в Зимбабве к Роберту Мугабе, и держаться вместе с другими изгоями. Нет ничего удивительного, что больница вдруг стала такой желанной".

Что касается других опальных лидеров, то Первез Мушарраф, например, в августе 2008 года не вернулся из хаджа и затем обосновался в Лондоне, но обещает в марте будущего года вернуться в Пакистан, чтобы принять участие в выборах, продолжает автор. Пока же он "регулярно объезжает США, Европу и Ближний Восток с лекциями, получая по 100 тыс. долларов за раз, и рассказывает о том, как лично ему пришлось расплачиваться за поддержку войны против террора, которую вел Джордж Буш".

Гаитянский лидер Жан-Клод Дювалье после народного восстания 1986 года укрылся во Франции, где вел роскошную жизнь в особняке под Каннами. Когда туда нагрянула полиция, жена Дювалье "спустила в унитаз ноутбук с данными о своих недавних тратах, включавших два детских седла от Hermes за 7500 фунтов". После развода в 1993 году экс-диктатор, по его словам, "остался без копейки". В январе 2011 года он неожиданно вернулся на родину (предположительно для того, чтобы подкрепить свои претензии на деньги с замороженных счетов), но был арестован и сейчас ожидает суда по обвинению в коррупции, рассказывает издание.

Чарльз Тейлор, президент Либерии в 1997-2003 годы, сбежал в Нигерию, но в 2006 году был выслан и попал в руки ООН, а год спустя предстал перед особым трибуналом по Сьерра-Леоне в Гааге. Решение пока не вынесено.

Бывшая первая леди Филиппин Имельда Маркос, улизнув вместе с мужем на Гавайи, оставила "3000 пар обуви и горы дорогих и безвкусных вещей", но впоследствии смогла загладить неприятное впечатление о себе. В 1989 году она овдовела, на следующий год американский суд снял с нее обвинения в вымогательстве и мошенничестве, а еще через год она вернулась на родину и была избрана в Национальный конгресс, и даже дважды показала неплохие результаты на президентских выборах.

Муаммар Каддафи, по словам Стэнфорда, "может убегать, но ему не спрятаться". Опция внутренней ссылки ему, похоже, уже недоступна, а что до высылки за рубеж, то и такое "обычное решение" как Саудовская Аравия, тоже не подходит, поскольку в 2004 году тамошние власти обвинили полковника в подготовке покушения на короля. "Маловероятными" считаются и такие варианты, как Гана, Чад, Буркина-Фасо и Венесуэла. "Будущее Каддафи, как и Ливии, остается туманным", - заключает автор.

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru