Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июня 2004 г.

Николас Бернс, Александр Вершбоу | International Herald Tribune

Стамбульский саммит. Строительство партнерства с Россией

В то время как НАТО готовится к саммиту, который начнется на будущей неделе в Стамбуле, альянс и Российская Федерация предпринимают не привлекающий большого внимания, но огромный шаг в контексте нашего развивающегося партнерства. "Учения Калининград 2004" собрали около тысячи представителей 22 членов НАТО и стран-партнеров для обучения реагировать на террористические вызовы.

"Калининград 2004" - вторые подобные учения, которые принимает Россия с 2002 года. В ходе учений отрабатывается ответ на атаку, повлекшую за собой большие жертвы и экологическую катастрофу. Будет проверена международная готовность к реакции на катастрофический теракт и определены сферы, где НАТО и России необходимо развивать сотрудничество для осуществления спасательных работ, координации помощи и урегулирования последствий теракта или катастрофы.

НАТО и Россия изменили линию своих отношений в 1997 году, подписав Учредительный акт, который направил нас по пути партнерства. Совет НАТО-Россия, созданный на римском саммите в мае 2002 года, трансформировал математику и химию наших отношений. С 2002 года НАТО и Россия запустили амбициозный план, который включает в себя борьбу против терроризма, взаимодействие армий и противоракетную оборону.

Президенты Джордж Буш и Владимир Путин были в числе первых мировых лидеров, признавших, что терроризм и распространение оружия массового уничтожения угрожают всем цивилизованным странам.

Наша совместная борьба против терроризма является одним из главных пунктов повестки дня Совета НАТО-Россия, и Россия является одним из важнейших партнеров НАТО в этих усилиях. Наш совет уже трижды проводил совместную оценку угрозы: это касалось сети "Аль-Каиды", уязвимости гражданских самолетов и влияния исламских экстремистских группировок в Центральной Азии.

Сотрудничество армий в рамках Совета НАТО-Россия в последние два года было впечатляющим. Недавно НАТО и Россия договорились расширить миссию НАТО в Москве и создать постоянную российскую миссию в штаб-квартире НАТО. Мы планируем учредить стипендию в военном колледже НАТО в Риме для изучения различий национальных концепций и военных доктрин в странах, входящих в Совет НАТО-Россия.

Помимо готовности к гражданским катастрофам и военного взаимодействия, НАТО и Россия осуществляют практическое сотрудничество в ряде других областей. Мы изучаем преимущества противоракетной обороны, и недавно 10 стран провели учения в Колорадо для отработки процедур реагирования на ракетные угрозы.

Наконец, Совет НАТО-Россия имеет огромную политическую ценность. Это серьезный форум для концептуальной работы в области миротворчества и обсуждения военной реформы. Мы участвуем в стратегических дискуссиях о политике и безопасности, касающихся таких регионов, как Афганистан, Балканы и Грузия.

Наиболее примечательным аспектом нынешних отношений между НАТО и Россией являются масштабы сотрудничества и количество совместных проектов. Однако мы можем сделать еще больше.

Несмотря на достигнутый прогресс, армии России и НАТО пока недостаточно способны к взаимодействию. Наши армии должны чаще проводить совместные учения. Чтобы эти учения проходили на российской территории, России необходимо подписать соглашение, которое обеспечивало бы юридическую защиту наших военнослужащих: соглашение о статусе войск в рамках программы "Партнерство ради мира".

Мы уверены, что соглашение будет подписано до конца нынешнего года. Мы также можем проводить больше совместных полевых учений НАТО-Россия, особенно антитеррористических. Кроме того, необходимо, чтобы совместная миротворческая деятельность стала реальностью. Мы надеемся, что Москва вновь рассмотрит возможность создания миротворческого батальона, способного в полной мере взаимодействовать с НАТО.

В последние два года мы обсуждаем необходимость укрепления взаимного доверия между нашими военно-морскими силами. В феврале 2003 года мы подписали рамочный документ о сотрудничестве в сфере поисково-спасательных операций на море. Однако НАТО также проводит в Средиземном море операцию "Активная попытка" по защите морских путей от терактов. Мы надеемся, что на стамбульском саммите НАТО предложит России присоединиться к этой операции.

В Стамбуле российский министр иностранных дел Сергей Лавров, госсекретарь США Колин Пауэлл и министры иностранных дел еще 25 стран НАТО встретятся в рамках Совета НАТО-Россия.

Несмотря на опасения России в связи с расширением НАТО, мы видим, что отношение России к альянсу стало более позитивным в результате расширения состава Совета НАТО-Россия. Россия заявляет, что не намерена вступать в НАТО, но ее участие в работе совета и партнерство с альянсом укрепляет безопасность фактически на двух континентах.

Эти конструктивные отношения между бывшими врагами ослабляют существовавшие десятилетиями подозрительность и недоверие между НАТО и Россией, и сегодня наши страны находятся в большей безопасности, чем в любое другое время на протяжении последних 50 лет.

Николас Бернс - посол США в НАТО. Александр Вершбоу - посол США в России.

Статья опубликована в субботу, 26 июня 2004 года



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru