Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 июня 2005 г.

Джеффри Гартен | Financial Times

Лидерство России в "большой восьмерке" будет фарсом

Можно предугадать, каким будет коммюнике по итогам саммита "большой восьмерки", который пройдет в шотландском местечке Глениглз с 6 по 8 июля. Без сомнения, государства G8 похвалят себя в связи с успехом в вопросе списания долгов африканских стран, а также похвастают тем, что развитые страны пообещали оказывать гуманитарную помощь в большем объеме. Обязательно будут слова о необходимости борьбы с глобальным потеплением. Также можно ожидать стандартных наставлений по поводу переговоров, которые проходят в Дохе и посвящены дальнейшей ликвидации торговых барьеров и упорядочению правил международной торговли. Разумеется, будут и рекомендации о необходимости решать проблему экономического неравенства в мире.

При всем при том существует проблема, которая может оказаться более существенной для "большой восьмерки" и для управления глобальной экономикой. Правда, в заключительном коммюнике по итогам саммита этому моменту могут посвятить всего одну строчку. Эта проблема заключается в том, что в финале саммита председательство в "большой восьмерке" будет передано российскому президенту Владимиру Путину.

Это можно будет назвать пародией на лидерство. Как известно, есть две вещи, которые меняют мир к лучшему: свободный рынок и демократизация. "Большая восьмерка" должна отстаивать оба этих принципа, а единственным членом G8, который отступает от этих принципов и движется в противоположном направлении, является Россия. После того как Москве будет передано лидерство в "большой восьмерке", доверие к этой организации будет подорвано. Это также выставит на посмешище стремление администрации Буша к созданию во всем мире демократических обществ, ориентированных на свободный рынок.

Решение сделать Россию лидером "большой восьмерки" равнозначно ошибочному шагу Организации Объединенных Наций, когда Судану и Либерии позволили играть ключевую роль в Комиссии ООН по правам человека. В результате авторитет комиссии и ее работа были сведены на нет и возникли планы серьезной реорганизации комиссии.

Что касается России, то факты говорят сами за себя. Путин подавил большую часть независимых средств массовой информации. В начале этого месяца Кремль продвинулся еще дальше в этом направлении, объявив о том, что государственный газовый монополист "Газпром" намерен приобрести газету "Известия". Российский президент заменил политических лидеров в регионах, которые пришли к власти в результате общенародных выборов, своими назначенцами, что привело к концентрации власти в руках президента и его близкого окружения.

Путин предпринял шаги по денационализации российского энергетического сектора, создав экономику, которая сильно зависит от нефти, со всеми вытекающими из этого проблемами. Российский суд устроил своего рода "показательный политический процесс" над Михаилом Ходорковским, что породило вопрос, придает ли Кремль какое-либо значение нормам права. Путин вмешался в выборы на Украине, а также поддерживает тесные связи с тоталитарными лидерами Белоруссии и других бывших советских республик.

Мы все надеемся на то, что Россия и ее талантливые люди в итоге построят открытое общество, которое внесет большой вклад в мировое развитие. Но сегодня Россия мало что может предложить миру. Россия не играет серьезной роли в вопросах мировой экономики (кроме нефти) - ни в финансовой политике, ни в торговле, ни в вопросах гуманитарной помощи, ни в проблемах новых технологий. Россия не имеет авторитета в вопросах политических реформ, представляя собой пример одной из самых неудачных систем управления в эпоху после холодной войны.

В начале этой недели мы получили возможность узнать о тех приоритетах, которых Путин будет придерживаться в качестве лидера G8. Он рассказал об этих приоритетах на пресс-конференции, проведенной совместно с британским премьер-министром Тони Блэром. Российский лидер хочет увеличить размеры помощи бывшим советским республикам. Представить Путина, доказывающего важность этой проблемы западным лидерам, вполне возможно, но трудно вообразить, что российский президент будет вести диалог по таким проблемам, как финансовая стабильность, или же обсуждать вопросы повестки дня Всемирной торговой организации - в то время как Россия даже не является членом ВТО.

Таким образом, председательство России в "большой восьмерке" станет фарсом. Соединенные Штаты, Евросоюз и Япония должны были бы понять это. Но, если такое понимание и существует, у них не хватило решительности заявить об этом во всеуслышание.

Американские сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман были правы, когда несколько месяцев назад внесли в конгресс США проект резолюции о приостановке членства России в "большой восьмерке" до тех пор, пока Россия не продемонстрирует приверженность фундаментальным нормам демократии, прежде всего принципам свободы слова и соблюдения прав человека. Но никто не захотел их слушать. А сейчас уже слишком поздно принимать такую резолюцию. Поэтому сейчас Вашингтон, Париж, Берлин и Токио должны обсудить два вопроса в последние несколько дней, что остались до саммита "большой восьмерки".

Во-первых, им нужно договориться о том, что на саммите в Шотландии они скажут Путину, что будут оказывать сильное давление на него в деле политических и экономических преобразований, таких как создание более открытой экономики и более свободных средств массовой информации. Кроме того, от Путина требуется провести усовершенствование судебной системы и не мешать другим бывшим советским республикам искать свой собственный путь развития.

Лидеры ведущих мировых держав должны дать понять Путину, что если он не добьется прогресса в этом направлении, то они могут не приехать на саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербург летом 2006 года. Для того чтобы подтвердить серьезность этих заявлений, необходимо создать комиссию для ежеквартальной оценки прогресса России на пути реформ.

Во-вторых, лидеры "большой восьмерки" должны упомянуть в коммюнике по итогам саммита в Шотландии те вопросы, которые G8 будет решать в следующем году, чтобы не оставлять этот список пустым и не отдавать его на откуп Владимиру Путину. К примеру, в коммюнике можно упомянуть, что "большая восьмерка" будет изучать пути интеграции Китая в мировую экономику - вопрос, который связан и с торговлей, и с финансовой политикой, и с выходом китайских компаний на международный уровень.

И еще: в следующем году было бы неплохо рассмотреть пути реформирования самой "большой восьмерки". Мало смысла в том, что членами G8 являются такие страны, как Канада и Италия, - эти государства играют слишком малую роль на мировой арене. Россия же не должна состоять в "большой восьмерке", если членами этой организации не являются Индия, Китай и Бразилия. В "большой восьмерке" должны быть представлены африканские страны, а также исламский мир. Кроме того, организация должна установить более тесные связи с Международным валютным фондом, Всемирным банком и ВТО, а также с лидерами мирового бизнеса.

Между тем шансы на осуществление таких реформ невелики. Администрации Буша удобна слабая и раздробленная "большая восьмерка", которой легко манипулировать. Европейские лидеры слишком поглощены проблемой перспектив Евросоюза. К тому же США, Европа и Япония слишком нерешительны, когда необходимо пойти на конфронтацию с Россией. Поэтому очередной саммит "большой восьмерки" будет тусклым и малопримечательным, как и многие предыдущие саммиты. Более того, этот саммит может стать огромным шагом назад, и этот шаг будет сделан, когда Москве передадут рычаги управления "большой восьмеркой".

Автор статьи является деканом Yale School of Management, занимал высокие посты, связанные с экономикой и внешней политикой, в администрациях Никсона, Форда, Картера и Клинтона

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru