Споры вокруг внешней границы ЕС осложняют отношения между Брюсселем и Москвой
Вчера была сорвана ратификация уже подписанного договора о границе между Россией и Эстонией. Тем самым осложняются и без того несколько напряженные в последнее время отношения между Европейским союзом и Россией. Ведь Еврокомиссия и московское правительство хотели как можно скорее облегчить выдачу виз бизнесменам и туристам. Однако эти послабления возможны лишь в том случае, если не будет никаких вопросов в отношении внешней границы ЕС с Россией.
Новые осложнения с ратификацией договора, подписанного Эстонией и Россией еще в мае, возникли после того, как российский МИД порекомендовал вчера парламенту в Москве не утверждать договор. Россию рассердил дополнительный протокол, принятый эстонским парламентом на прошлой неделе минимальным большинством голосов.
В этом дополнении, которое протащил эстонский националистический "Союз отечества", маленькая прибалтийская республика настаивает, что в 1940 году она была оккупирована Советским Союзом. В преамбулу добавлена ссылка на мирный договор 1920 года, который определял границы Эстонии и Латвии с Советской Россией. Указание на данный договор косвенным образом является новым упреком в позднейшей оккупации. Однако российское видение истории совершенно иное: Москва до сих пор говорит о добровольном присоединении прибалтийских стран к Советскому Союзу.
Эстонский парламент при принятии спорного дополнительного протокола последовал по латвийскому пути. Латвия уже в начале года разговорами об аналогичном дополнительном протоколе так раздражила Россию, что дело до подписания договора вообще не дошло. Хотя ни у Эстонии, ни у Латвии нет конкретных территориальных претензий, однако указаний на старые мирные договоры достаточно, чтобы Россия снова начала затягивать окончательное решение вопроса о границах.
Для Эстонии нерешенный пограничный вопрос затрагивает территорию площадью около 2000 квадратных километров в районе Чудского озера, для Латвии речь идет всего о 1300 квадратных километрах. С экономической точки зрения эти области, очевидно, неинтересны, однако они крайне важны для самоидентификации молодых независимых демократий.
Москва долгие годы откладывала переговоры о границах. Перед вступлением Эстонии и Латвии в НАТО и ЕС большой сосед надеялся на них как на средство давления на Таллин и Ригу. Таким образом Россия после обретения Прибалтикой независимости в 1991 году протестует против мнимой дискриминации значительного русскоязычного меньшинства в этих странах и рассчитывает на зависший пограничный вопрос как на средство давления с целью ослабления, например, строгих законов о языке.
Срок для возобновления переговоров не назван. Дополнительные протоколы, которые привели к срыву ратификации договоров, активно оспариваются и в обоих прибалтийских государствах. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга назвала протокол излишним и потребовала от правительства в Риге внести поправки в проект договора. Президент Эстонии Арнольд Рюйтель тоже не делает тайны из своей досады по поводу преамбулы.