Бывают победы на выборах, которые сопровождаются фейерверками, а бывают и такие, которые отмечают пуском баллистических ракет. Победу Владимира Путина отпраздновали по второму варианту: вчера утром атомная подводная лодка, находившаяся в глубинах Баренцева моря, осуществила пуск двух ракет без боеголовок. Ракеты перелетели с запада на восток России и упали в заданном районе Камчатки. Согласно военным источникам, учения с пуском ракет, хотя и были запланированы давно, "стали подарком верховному главнокомандующему вооруженными силами".
Путину, конечно, было приятно, но вряд ли подобные подарки понравятся Западу, уже и без того испытывающему тревогу по поводу обещаний, данных Путиным своим генералам. Более того, в те же часы, когда осуществлялся пуск ракет, министр иностранных дел Игорь Иванов, после завершения беседы в Кремле, объявил об "изменениях" во внешней политики России. "Мы должны учитывать, - отметил Иванов, - глубокие изменения, произошедшие в мире, а также изменение ситуации в самой России после избрания президентом Владимира Путина".
Стоит обратить внимание на тот момент, когда были сделаны эти заявления. В эти часы едва ли не вся элита России пыталась присоседиться к Путину или хотя бы просигнализировать о своем существовании Кремлю. Однако слова министра иностранных дел, известного своей умеренностью, также как и "ракетные" подарки, вынуждают Запад задавать себе вопрос о будущем своих отношений с Москвой.
Как будет вести себя путинская Россия, более сильная, лучше вооруженная, уделяющая более пристальное внимание защите своих национальных интересов? Сразу возникает мысль о Чечне, из - за которой, по крайней мере, на словах, дружба, зародившаяся между Путиным и его многочисленными западными гостями, носит прохладный характер. Но, чтобы вникнуть в суть заявлений Иванова, следует вернуться к глобальной концепции, принятой российским Советом Безопасности накануне выборов.
Многие положения российской ядерной доктрины, принятой Кремлем, подробно обсуждались, но, в действительности, внесенные в документ изменения, не являются чем-то новым. Так называемый вариант применения ядерного оружия первыми уже рассматривался Москвой (так же как и Соединенными Штатами и НАТО), а более широкий спектр условий его осуществления не меняет общей стратегической картины. Но он, вместе с тем, свидетельствует о появлении менее удобной для Запада политической тенденции. Россия Путина восстановила контакты с НАТО, президент даже упомянул о возможности присоединения Москвы к альянсу, если он претерпит изменения, но было бы преждевременным расценивать эти шаги навстречу, как избрание проатлантического курса.
Москва продолжает занимать резко критическую позицию в отношении действий западных стран в Косово и в отношении Сербии (в этом Россия не одинока). Больше всего не нравятся Путину "гегемонистские претензии" Америки, которые должны быть заменены многополярной системой, в которой России, как ядерной державе, будет отведено одно из ведущих мест. Диалог с Западом продолжает сохранять первостепенное значение, но будет проводиться с позиции силы и без комплексов. В этом диалоге примет участие "тройка" ЕС, прибытие которой в Москву запланировано на 17 мая. Именно в этом ключе ведется подготовка к саммиту Путин-Клинтон, который состоится до июльской встречи в рамках "восьмерки", а также к серии двусторонних встреч с руководителями европейских государств.
Возникает вопрос: в какой степени России удастся трансформировать в реальную политику свои новые воинственные намерения. Московские наблюдатели не далеки от истины, когда утверждают, что внешняя политика Кремля зависит, в действительности, от трех аббревиатур.
Первая - ПРО, договор, подписанный в 1972 году, в который Вашингтон намерен внести изменения, чтобы создать систему, способную, защитить от возможных ударов "государств-преступников". Москва этому сопротивляется и поддерживает возражения европейских стран. Клинтон, к счастью, может принять любое решение, но партия еще не сыграна, поскольку в ее орбиту вовлечен договор СНВ2 (еще не ратифицированный Думой) и разрабатываемый договор СНВ3.
Вторая - МВФ, поскольку Россия будет крайне нуждаться в его миллиардах. Под обещания реформ будут налажены отношения с его новым генеральным директором Хорстом Келером.
Третья - ОПЕК, потому что планируемое увеличение квот на добычу нефти приведет к падению цен и поставит под угрозу реализацию дорогостоящих реформ, объявленных Путиным. Находившаяся на грани банкротства после финансового кризиса августа 1998 года, Россия, второй по величине производитель нефти, в буквальном смысле, всплыла на поверхность после резкого увеличения цены на нефть на мировом рынке. В 1999 году доходы увеличились, составив 13,3 млрд. долларов. Сейчас вновь могут возвратиться трудные времена, и, прежде чем делать громкие заявления, стратегу Путину придется выслушать своих экономистов.