Приватизационные сделки, которым более трех лет, больше не будут оспариваться. Бизнес-боссам нравится план президента Путина
Кремль собирается подвести черту под сомнительной приватизацией 90-х годов. На встрече с ведущими бизнес-боссами страны президент России Владимир Путин заявил, что приватизационные сделки, которым более трех лет, будут освобождены от уголовного преследования.
Тем самым олигархи, которые сказочно разбогатели на небесспорных приватизационных сделках середины 90-х годов, получат фактическую амнистию. До сих пор действовал десятилетний срок давности.
Путин заявил, что это придаст бизнес-сообществу больше уверенности в будущем и привлечет новые инвестиции. Он выразил надежду, что этот шаг даст понять предпринимателям, что права собственности гарантированы. Кроме того, Путин обещал привести в соответствие налоговое законодательство, которое в России часто используют как дисциплинарное средство против неугодных фирм.
На бирже курсы акций таких компаний, как "Норильский никель", который был приватизирован в середине 90-х годов, подскочили вверх на несколько процентов.
Объявление Путина о новом законе однозначно представляет собой отход от прежнего курса, который предусматривал по крайней мере частичный пересмотр результатов приватизации 90-х годов, в ходе которой филейные куски советской экономики по бросовым ценам раздали политическим фаворитам. До сих пор Кремль настаивал на расследовании неправомерных сделок и велел Счетной палате составить список предприятий, для которых возможна такая ревизия.
Однако на себе почувствовал жесткий курс только некогда крупнейший нефтяной концерн ЮКОС, который разорили посредством устанавливаемых произвольным образом налоговых требований в размере свыше 20 млрд долларов. По новому закону процесс в отношении Михаила Ходорковского, которого обвиняют в мошенничестве при приватизации завода по производству удобрений в 1994 году, будет больше невозможен. Ходорковскому грозит десять лет тюрьмы.
Бизнес-боссы положительно отозвались о заявлении Путина, назвав его четким выражением приверженности Кремля правам собственности, которые в последние месяцы из-за страха перед ренационализацией оказались поставленными под сомнение.
Закончив с политикой, ястребы в Кремле хотели поставить под свой контроль и экономику. В частности, их целью была национализация части нефтяной промышленности. С захватом ЮКОСа это отчасти удалось, потому что позволило государству заметно расширить свою роль в нефтяном бизнесе.
Для инвесторов, потерявших уверенность из-за дела ЮКОСа и непрекращающихся дебатов по поводу приватизации, заявление Путина является позитивным сигналом, который может поправить все ухудшающийся имидж России. Хотя Кремль постоянно утверждал, что дело ЮКОСа - это единичный случай, однако одновременно держал его как предупреждение перед глазами других крупных бизнесменов.
На этом фоне бизнесмены наперебой стали клясться Путину в верности, чтобы при помощи хороших связей в Кремле защитить себя и свои предприятия от судебных исков. Ведь из-за множества пробелов в законодательстве и мошенничества, которое иногда очевидно, но которое многие годы расценивалось как терпимое, можно предъявить обвинения любому предпринимателю, который приобрел предприятие в период "дикой приватизации". Таким образом, дамоклов меч висел практически над всеми крупными предприятиями России и делал весь бизнес уязвимым для шантажа со стороны Кремля - ситуация, которая все больше начинала парализовать Россию.
Предложив амнистию, теперь Кремль дает понять, что дело ЮКОСа окончено и никому из остальных магнатов больше не нужно ничего бояться.
Но это неожиданное завершение многолетних болезненных дебатов о том, как быть с несправедливостью и нарушениями в ходе приватизации, еще раз проливает свет на дело ЮКОСа и процесс в отношении Ходорковского, который идет полным ходом.
Амнистия Кремля, которая впредь будет действовать как раз для таких случаев, подтверждает слова критиков, обвиняющих Путина в том, что Ходорковский был арестован по политическим мотивам и его предприятие было обанкрочено, чтобы взять под свой контроль прибыльный концерн.
В этом смысле Кремль действительно находится у цели: костяк ЮКОСа оказался в государственной собственности, политическим амбициям Ходорковского положен конец, а в народе кампания против олигархов, которые положили себе в карманы миллиарды долларов, в то время как люди остались ни с чем, как раз в год выборов-2004 была как нельзя более популярна.