Конкурент развалившегося нефтяного концерна увеличил свою долю по выгодной цене
В Москве в эти дни завершается последняя глава в истории самого крупного российского нефтяного концерна ЮКОС: со вторника на торги выставлено конкурсное имущество компании. Как и ожидалось, российский государственный концерн "Роснефть" получил 9,4% собственных акций, до недавнего времени еще принадлежавших ЮКОСу. Еще одним участником продлившегося всего несколько минут аукциона стала российско-британская компания TНК-BP, которая, правда, в торгах не участвовала. Как стало известно, TНК-BP просто сделала одолжение "Роснефти", выставив свое предложение на аукционе. Для участия в аукционе зарегистрировались только эти две компании.
"Роснефть" приобрела своих собственных акций на сумму в 5,7 млрд долларов. Аналитики оценивали стоимость акций на сумму до 7,5 млрд долларов. Кредит на покупку акций "Роснефть" взяла у американских банков. Эти средства достанутся 68 кредиторам ЮКОСа. Долги ЮКОСа, накопившиеся за все время процесса над концерном и его бывшими менеджерами, по информации российских властей, достигли 20,7 млрд евро.
По некоторым данным, до августа на торги будут выставлены и другие части конкурсного имущества империи ЮКОСа, такие, как акции "Газпрома" и VTB Bank Deutschland, а также различные производственные активы. В общей сложности, по словам назначенного российскими властями конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна, речь идет о собственности, стоимость которой составляет около 22 млрд долларов. Однако эту информацию опровергают бывшие сотрудники концерна, которые утверждают, что стоимость остаточной собственности составляет 40 млрд долларов. После ареста основателя компании Михаила Ходорковского в октябре 2003 года с аукциона в декабре 2004 года был продан основной актив ЮКОСа - компания "Юганскнефтегаз". Компания досталась не известной до этого фирме "Байкалфинансгрупп". Эта компания просуществовала недолго и через несколько дней после торгов стала частью российского государственного концерна "Роснефть".
Благодаря этому приобретению "Роснефть" стала крупнейшим российским производителем нефти. За несколько месяцев до этого, в июле 2004 года во главе наблюдательного совета компании "Роснефть" встал Игорь Сечин. Заместитель главы администрации президента РФ заседает с того времени на обоих берегах Москвы-реки: в Кремле и расположенном напротив центральном офисе концерна "Роснефть". Ходят слухи, что именно Сечин разработал план захвата ЮКОСа и способствовал развалу концерна.
Основатель компании и бывший ее глава Михаил Ходорковский после оглашения и вступления в силу приговора относительно уклонения от уплаты налогов и мошенничества отбывает с сентября 2005 года восьмилетний срок в лагере, расположенном в Восточной Сибири. В декабре 2006 года против него были выдвинуты новые обвинения. Если его вина будет доказана - на этот раз его обвиняют в отмывании денег - ему грозит тюремное заключение сроком до 15 лет. ПАСЕ подвергла острой критике как процесс над Ходорковским, так и обстоятельства продажи с аукциона "Юганскнефтегаза". Как постановила ПАСЕ в январе 2005 года, методы, используемые российской системой правосудия, демонстрируют наглядный пример хорошо спланированной атаки со стороны государства.
Снижение эффективности
Государственный контроль над большей частью российской сырьевой промышленности оказывается далеко не успешной моделью. Российское государство обеспечивает себе доминирование в важнейших государственных энергетических концернах, контроль над, по меньшей мере, третью всех доходов компаний в нефтяной и газовой сфере, контролирует процесс принятия решений внутри компаний относительно объемов добычи и разработки новых месторождений. Однако подконтрольные государству компании - и это становится очевидным на примере "Газпрома" и "Роснефти" - работают с меньшей эффективностью, чем их частные конкуренты. От этих двух компаний не исходит новых технологических импульсов. Изношенная инфраструктура и техника не получает необходимого количества инвестиций. Если так пойдет и дальше, "Роснефть" и "Газпром" вряд ли станут тягловой лошадкой для современного российского промышленно развитого государства.