Решение совместного предприятия компании ВР PLC в России принять участие в спорном аукционе по продаже российских нефтяных активов свидетельствует о том, насколько далеко готова зайти ВР, чтобы защитить свое ключевое российское финансовое вложение, говорят обозреватели.
Аукцион касается 9% акций государственной нефтяной компании "Роснефть". Совместное российское предприятие ВР, ТНК-ВР, предложило 7,58 млрд долларов, но проиграло аукцион самой "Роснефти", одной из двух государственных энергетических компаний, чье расположение имеет ключевую значимость для будущего компании в России. Для начала аукциона требовалось наличие двух участников. "Роснефть" выиграла аукцион, предложив 7,60 млрд долларов.
"Создается впечатление, что компания ВР пыталась заслужить расположение Кремля и "Роснефти", обеспечив своим участием легитимность этому аукциону", - говорит Иван Мазалов из московского Prosperity Capital Management, миноритарного акционера ТНК-ВР.
ТНК-ВР и "Роснефть" возражают, уверяя, что предприятие ТНК-ВР честно принимало участие в аукционе с целью купить акции и сдалось только тогда, когда цена оказалась слишком высокой. Пресс-секретарь ВР переадресовал вопросы ТНК-ВР.
Участие в аукционе совместного предприятия ВР удивило многих представителей индустрии, так как эти акции ранее принадлежали компании ЮКОС, бывшему российскому нефтяному гиганту, уничтоженному Кремлем, что осудили многие западные правительства. Развал ЮКОСа властями был многими воспринят как наказание за политические амбиции основателю компании Михаилу Ходорковскому, который сейчас отбывает восьмилетний срок тюремного заключения за мошенничество и уклонение от уплаты налогов.
В 2003 году глава ВР лорд Джон Браун начал бизнес в России, инвестировав 7,7 млрд долларов в совместное предприятие с равными долями с нефтяной компанией ТНК. В то время Россия, где находятся самые большие запасы нефти и газа в мире, казалась открытой для бизнеса, и успех ВР был воспринят как предвестье крупных будущих сделок.
Оказалось, что это была высшая точка в истории участия иностранных компаний в разработке российской нефти. С тех пор Кремль существенно пересмотрел правила: государственные энергетические гиганты "Роснефть" и "Газпром" теперь доминируют, в то время как иностранным компаниям отведен статус младших партнеров.
Последней жертвой этой новой тенденции стала компания Royal Dutch Shell, которая в прошлом году была вынуждена уступить "Газпрому" контрольный пакет акций 22-миллиардного нефтегазового проекта на острове Сахалин на российском Дальнем Востоке после того, как на нее оказывали давление регулирующие органы, грозя закрыть проект.
Сейчас ТНК-ВР - единственная крупная российская нефтяная компания с 50% иностранного капитала, не контролируемая правительством - выделяется на общем фоне как заноза.
Все еще оправляясь от серии ударов в США, ВР оказалась под угрозой напряженного периода в России. Власти угрожают отозвать у нее лицензию на разработку принадлежащего компании гигантского газового месторождения в Сибири, и ходят слухи, что российские акционеры ТНК-ВР находятся под постоянным давлением, так как их вынуждают продать свою долю "Роснефти" или "Газпрому".
Учитывая маячащую на горизонте угрозу, было неудивительно, что первый государственный деятель, кому исполнительный директор группы лорд Браун решил представить своего преемника Тони Хейварда, был Владимир Путин - человек, чье благословение было решающим при создании ТНК-ВР и кто держит судьбу совместного предприятия в своих руках.
Для стратегии ВР Россия имеет ключевое значение. На долю ТНК-ВР приходится 25% общей продукции группы и 12% ее постналоговой прибыли, а 29% ее балансовых запасов нефти находятся теперь в России. "Это совместное предприятие имеет стратегическую значимость для будущего ВР, - говорит аналитик московской компании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. - Поэтому она приняла участие в аукционе, несмотря на риск судебных исков со стороны акционеров ЮКОСа".
Актуальная проблема, стоящая перед ВР в России, - это давление со стороны регулирующих органов, связанное с ее крупным Ковыктинским месторождением, одним из ключевых российских активов ТНК-ВР. Российские власти заявили, что ТНК-ВР нарушила условия лицензии, так как не добывает достаточно газа с этого месторождения - несмотря на спад местного спроса - и предоставили им срок до мая для улаживания этой проблемы. Ковыктинское месторождение - одно из крупнейших газовых месторождений в России. Предположительно, там имеется такое же количество газа, как в Норвегии.
ТНК-ВР назвала условия лицензии "устаревшими и недостижимыми". Российские чиновники соглашаются с этим по существу, но намекают, что только позволив государственной монополии "Газпром" получить существенную долю акций по приемлемой цене, компания ТНК-ВР может сохранить за собой этот проект.
Улаживание проблем в связи с Ковыктинским месторождением может открыть огромные возможности для ВР. Партнерство с "Газпромом", в котором, как говорят руководители ВР, они заинтересованы, позволило бы компании сохранить свои акции в месторождении и разрабатывать его. Этого ни один из их конкурентов в России пока не достиг. Участие "Газпрома" было бы критически важным для доставки газа на китайский рынок.
Однако помимо Ковыктинского месторождения, само по себе совместное предприятие ТНК-ВР окружено неопределенностью. В прошлом году высокопоставленный представитель "Газпрома" сказал, что его компания хотела бы выкупить долю у российских миллиардеров, которым в настоящее время принадлежат 50% акций компании. Эти миллиардеры неоднократно отрицали намерение продавать свою долю.
Глава ТНК-ВР Роберт Дадли на прошлой неделе опроверг слухи об изменении акционерной структуры компании, назвав их "ложными". Однако некоторые сотрудники компании, судя по всему, смирились с возможностью, что на смену их нынешним партнерам придет "Газпром" или "Роснефть". Растут страхи, что доля ВР станет ниже 50%, что лишит их управляющего контроля - то есть, того самого фактора, который делает это предприятие уникальным для сегодняшней России.
"Газпром" воспринимают в большей степени как ответвление российского государства и инструмент международной политики Кремля, нежели как коммерческую компанию, в то время как "Роснефть" больше похожа на классическую крупную западную нефтяную компанию. ВР уже поддерживает тесные отношения с "Роснефтью": она купила на 1 млрд долларов размещенных в прошлом году на открытом рынке акций "Роснефти", две компании совместно разрабатывают два блока на севере от Сахалина.
Аналитики говорят, что, судя по всему, в итоге "Роснефти" будут принадлежать 50% российской доли в ТНК-ВР, если продажа будет иметь место. Поиск 20 млрд долларов "с финансовой точки зрения создал бы напряженную ситуацию для "Газпрома", говорит эксперт по нефти из UBS Каха Кикнавелидзе, учитывая, что "Газпром" должен выплатить 7,5 млрд долларов за 51% акций проекта "Сахалин-2", купленные в прошлом году, а также то, что "Газпром" претендует на покупку 20% акций компании "Газпромнефть", которые будут продаваться в апреле на следующем аукционе по итогам банкротства ЮКОСа. Эти акции предположительно будут стоить около 4 млрд долларов.