Это была классическая западня типа тех, которые расставляют на Манхэттене: агент правительства предложил фиктивную сделку в качестве приманки, и подозреваемый согласился участвовать в противозаконной деятельности, повествует The New York Times. "Но в данном случае объектом операции был Виктор Бут, предполагаемый торговец оружием, проживавший в Москве; фиктивная сделка касалась продажи оружия колумбийским террористам, а западня предполагала встречи на голландских Антильских островах, в Румынии, Дании и, наконец, Таиланде: в Таиланд Бута заманили, арестовали его и в итоге экстрадировали в США", - пишет журналист Бенджамин Вейзер.
Дело Бута иллюстрирует расширенный радиус действия прокуратуры Южного округа Нью-Йорка. "С 2004 года эта прокуратура отправляла сотрудников более чем в 25 стран в ходе расследований, десятки предполагаемых незаконных торговцев оружием и наркотиками были этапированы на Манхэттен, чтобы там им предъявили обвинения. В некоторых случаях расставлялись западни вроде той, в которую попался Бут", - рассказывает автор статьи.
Совместно с Управлением США по борьбе с наркотиками (D.E.A.), прокуратура также возбуждает дела на основании закона от 2006 года, облегчающего судебное преследование международных наркоторговцев, если удастся доказать их связь с терроризмом, даже если прокуратура не может доказать факт ввоза наркотиков в США, пишет Вейзер.
По данным издания, другие федеральные прокуратуры США - например, Бруклина или штата Вирджиния - тоже ведут расследования за границей, но не столь многочисленные или разнообразные, как прокуратура Южного округа. Так, D.E.A. заявляет, что в Южный округ обращается специально ввиду его опыта. "Иногда министерство юстиции даже было вынуждено брать на себя роль посредника в ситуациях, когда Южный округ конкурировал за дела с другими прокуратурами США", - добавляет автор.
"Преступность сделалась глобальной, угрозы для национальной безопасности сделались глобальными. На мой взгляд, длинные руки закона должны стать еще длиннее", - заметил прокурор Южного округа Прит Бхарара. "Нельзя дожидаться, пока взорвутся бомбы", - добавил он.
Международные дела не всегда идут гладко, отмечает газета. Сторона защиты критикует операции-западни, утверждая в суде, что это "фабрикация юрисдикции" по делам, где иначе юрисдикции бы не существовало, а также несправедливое судебное преследование. Зарубежные государства не всегда спешат сотрудничать с прокуратурой США.
Формально юрисдикция прокуратуры Южного округа охватывает Манхэттен, Бронкс и шесть графств севернее Нью-Йорка. Поворотным моментом стало создание международного отдела по борьбе с наркотиками в 2002 году. Помимо колумбийских ФАРК и А.У.К., отдел также занялся могущественными наркокартелями Мексики, Азии, Европы и Ближнего Востока. В 2008 году отдел добился осуждения видного вождя одного из афганских племен Хаджи Башира Нурзая за сговор с целью торговли наркотиками, а также сирийского торговца оружием Монзера аль-Кассара по обвинению в заговоре с целью материальной поддержки террористов и убийства американцев. В 2010 году был осужден пакистанский ученый, покушавшийся на убийство американских военных и агентов в Афганистане, говорится в статье.
Хуан К. Сарате из Center for Strategic and International Studies назвал подход Южного округа новаторским ввиду новых форм сотрудничества террористов и наркоторговцев. "Он также заметил, что предполагаемые торговцы оружием типа Бута, который укрывался в Москве, и Кассара, проживавшего в особняке в испанской Марбелье, много лет казались почти недосягаемыми для правосудия и в физическом смысле", - пишет газета. Но после 11 сентября, подчеркнул Сарате, подобные лица стали считаться потенциальными поставщиками террористов и подстрекателями к нестабильности, выгодной террористам.
"В ходе процессов судьи отвергают аргументы защиты, будто операции-западни нарушали права подзащитных", - замечает газета.