"Представьте группу из пяти друзей, которые собрались, чтобы построить загородный дом, только никак не могут договориться, сколько он должен стоить, где его строить и кто должен платить. Примерно такая ситуация сложилась у лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР к моменту завершения ежегодного саммита БРИКС", - пишет Стефан Уэгстил в блоге The Financial Times.
Все они считают, что создание банка развития БРИКС - хорошая идея. Но, как отметил российский министр финансов Антон Силуанов, "позитивное движение есть, но решения о создании банка нет".
Представители пять стран говорили об обеспечении банка капиталом в 50 млрд долларов, но не пришли к согласию, должны ли они платить в равных долях, по 10 млрд, или размеры их вкладов должны отразить разницу в ВВП. Экономика Китая в 4 раза превышает экономику России или Индии и примерно в 20 раз - экономику ЮАР, говорится в статье.
Таким же спорным является вопрос о размещении штаб-квартиры банка. Китай, доминирующая сила в БРИКС, несомненно, хотел бы, чтобы банк базировался в Пекине. ЮАР утверждает, что банк должен сосредоточиться на Африке как континенте, более всего нуждающемся в фондах развития, и предпочитает Йоханнесбург.
У БРИКС есть три основных затруднения, продолжает Уэгстил. Во-первых, в каком бы порядке лидеры бы ни выстраивались на фотографиях, они не могут игнорировать тот факт, что Китай гораздо крупнее и экономически мощнее остальных. Во-вторых, если они хотят вместе участвовать в экономическом управлении, они должны показать на практике, что способны на это. Между тем они не воспользовались возможностью представить общего кандидата на руководство МВФ в 2011 году и на руководство Всемирным банком в 2012-м, указывает автор. В-третьих, различия между странами БРИКС столь же важны, сколь и общие черты. В экономике, например, Бразилия, Россия и ЮАР - крупные экспортеры ресурсов, а Китай и Индия - импортеры.
"Лидеры стран БРИКС должны реалистично оценивать масштабы своего сотрудничества. Если они могут создать банк БРИКС, это прекрасно. Если нет, они должны отступить, пока план не превратился в политический конфуз", - заключает автор.