Последние 6 лет Кремль старался превратить свои вооруженные силы из скрипящей советской развалины в современную гибкую боевую силу. Учитывая оперативную легкость, с которой российские войска заняли Крым, велико искушение назвать реформы успешными. С момента войны 2008 года с Грузией многое изменилось, признает редактор отдела обороны и безопасности The Financial Times Сэм Джонс, однако в целом он считает, что российская армия по-прежнему плохо организована и подготовлена.
В основе кардинальных перемен в российской армии лежит желание разбить большие дивизии на более мобильные бригады. "Во многом русские все еще пытаются определиться с оптимальными организационными структурами для максимального использования имеющихся и запланированных возможностей, - говорит Джеймс Хэкетт из Международного института стратегических исследований (IISS). - В особенности это относится к сухопутным войскам и ВВС, в которых были замечены действия из разряда "протестировать и исправить": соединения и структуры создавались, а если не оправдывали себя, их меняли".
С учетом того, что значительную часть сухопутных войск России по-прежнему составляют бронетанковые и мотострелковые бригады - по оценке IISS, у нее насчитывается 2550 танков и 7360 бронетранспортеров, - неспособность сделать их более гибкими означает, что они не будут быстро развернуты для участия в боевых действиях.
Кроме того, как отмечает военный эксперт из Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Игорь Сутягин, Крым - это практически остров: он соединяется с материком полоской земли шириной 7 км. Его легко взять под контроль и легко удерживать. Однако рассчитывать на успешное завоевание Восточной Украины Россия не может: "Это сплошная степь - там нет естественных границ или рубежей, которые можно было бы оборонять. Это будет равносильно вторжению в Афганистан", - считает Сутягин.
Еще более трудно решаемая для российской группировки войск проблема связана с ее личным составом, говорится в статье. В ближайшее время 20-30% военнослужащих из частей на границе с Украиной должны быть заменены свежими новобранцами весеннего призыва. Продление срока службы призывников отрицательно скажется на их боевом духе, а приток молодого пополнения - на боеготовности частей.
В конечном итоге, главным ограничением военных возможностей Кремля могут стать деньги. "Состояние российской экономики просто не позволяет продолжать реформы, - указывает Сутягин. - Это очень дорого, и российская промышленность не готова полностью снабжать вооруженные силы всем необходимым".