Попытки киевской церкви отколоться от Москвы портят отношения между церквями восточного ветви христианства
Облаченный в простую рясу цвета бургундского вина, обнажающий при улыбке золотые зубы, говорящий спокойным голосом, патриарх Филарет не похож на религиозного владыку этой страны, беспокойного мира, где сосуществуют православное христианство и постсоветская политика.
Главе Киевской патриархии Украинской православной церкви Филарету 71 год. Может быть, он - самый влиятельный религиозный лидер Украины. Филарет является автором плана создания в этой преимущественно православной стране с 49 млн. жителей легитимной независимой православной церкви.
Московская Русская православная церковь в течение многих веков утверждает, что Украина - а также огромная часть мира от Балтийского моря до Тихого океана - является ее канонической территорией. Пока Украина оставалась частью Российской империи, а затем Советского Союза, притязания Москвы не вызывали споров.
Но сейчас в независимой Украине соседствуют три конкурирующих православных церкви: церковь Филарета, небольшая Украинская автокефальная православная церковь и достаточно крупная Украинская православная церковь, находящаяся в ведомстве Московской патриархии как часть Русской православной церкви.
Из всех трех лишь Московская патриархия признается законной остальным Православным миром, вторым по величине христианским сообществом после Римского католичества. Две другие украинские православные церкви существуют отдельно от Москвы.
В течение последних 18 месяцев девятилетняя кампания Филарета набирает темпы. Сначала президент Украины Леонид Кучма предоставил свою весомую политическую поддержку объединению украинских православных церквей. Затем первый среди равных в Православии, стамбульский Вселенский патриарх Варфоломей Первый, Архиепископ Константинопольский, выступил в качестве посредника в объединении Филарета и Автокефальной церкви, предложив новой украинской церкви возможность быть канонизированной.
И наконец, Папа Римский Иоанн Павел Второй решил совершить исторический визит в Украину. Поездка должна состояться в июне. Предполагается, что Папа встретится с Филаретом и другими религиозными лидерами. По мнению украинского католического священника Шептитского института восточно-христианских исследований университета Святого Павла в Оттаве Питера Галадза, в ходе пятидневного визита Папы вполне может быть "возникнуть проукраинский импульс, с помощью которого Константинополь" может реализовать свои планы по объединению двух небольших православных церквей.
Все это вызывает негодование лидеров Русской православной церкви, насчитывающей 80 млн прихожан - это самая крупная православная церковь в мире. 12 мая свыше 1000 человек устроили демонстрацию у стен Кремля, протестуя против визита Папы в Украину. Примерно 400 православных приняли участие в подобной демонстрации в Киеве, состоявшейся 17 мая.
Некоторые лидеры Русской православной церкви подозревают Рим и церковных лидеров Стамбула, бывшего Константинопля, в заговоре.
"Визит понтифика явно совпадет по времени с очередной попыткой расколоть Русскую православную церковь и создать незвисимую Украинскую церковь при вмешательстве со стороны патриарха Варфоломея из Константинополя, известного своей прокатолической ориентацией", - заявил патриарх Ипполит в апреле в своем интервью прокремлевскому веб-сайту.
Эти украинские раздоры могли бы показаться делом темным, если бы не убежденность многих православных верующих в том, что богослужение по обрядам канонической православной церкви - единственный подлинно эффективный способ общения с Богом. Один монах заявил, что разница между неканонической и канонической церквями аналогична разнице между "заглядыванием в щелочку и реальным пребыванием в комнате".
Ставки высоки, поскольку Украина - это духовная житница Русской православной церкви. Почти половина приходов Русской православной церкви расположена на территории Украины, страны, численность населения которой всего в три раза меньше, чем России. Киев, где местные славяне впервые приняли христианство в 988 г., имеет огромное историческое значение для российских православных верующих.
С точки зрения ведущих иерархов Москвы, Филарет - особенно одиозная фигура в борьбе за контроль над Украиной, в частности потому, что когда-то Филарет был одним из них. Он много лет воглавлял Украинскую церковь, а в 1990 г. был одним из кандидатов на пост нового патриарха Русской православной церкви. Но когда Украина провозгласила независимость от развалившегося Советского Союза, Филарет сделал то же самое в отношении Русской православной церкви.
За это Москва лишила его духовного сана, отлучила от церкви и предала анафеме.
Сегодня, по данным украинской правительственной статистики, у церкви Филарета всего 3000 приходов. У Москвы на территории Украины - 9000 приходов, у Автокефальной церкви - чуть больше 1000.
Филарет является движущей силой объединения его и Автокефальной церквей и получения санкции Константинополя, однако он же является и главным препятствием этого процесса. Его авторитет пострадал от настойчивых слухов о том, что в нарушение монастырского обета он является отцом троих детей. Сам он категорически это опровергает. Кроме того, критики утверждают, что анафема Москвы делает Филарета парией в православном мире.
В недавнем интервью Филарета спросили, готов ли он покинуть свой пост, чтобы освободить дорогу объединению Украинской церкви. Он ответил: "Необходим лидер, который мог бы закончить объединение изнутри. Я готов покинуть свой пост, если появится преемник, способный это сделать. Сейчас я его не вижу".
Судя по всему, принимая во внимание непримиримую позицию Москвы, только Вселенский патриарх Стамбула способен дать Автокефальной и Киевской патриархальной церквям канонический статус.
Пока патриарх действует осторожно. В раскольнических украинских церквях ходят слухи о том, что в этом году Варфоломей посетит Украину. Но в факсе, отправленном в Службу религиозных новостей 18 мая, митрополит Мелитон Вселенской патриархии заявил, что Варфоломей "счел, что обстоятельства для такого визита не созрели. Следовательно, в настоящее время нет такого плана или программы, лишь добрая воля обеих сторон".
В Эстонии, бывшей советской республике на берегу Балтийского моря, которую Московская патриархия считает своей территорией, Константинополь взял группу антимосковских православных приходов по свою юрисдикцию в 1996 году, заявив, что сделал это, "как любящая мать отвечает на свободную и единодушую просьбу своих детей".
Московский патриархат отреагировал незамедлительно, перестав общаться с Константинополем и впервые за многие столетия убрав имя Вселенского патриарха из Божественной литургии. Конфликт продолжался четыре месяца. Отношения по поводу Эстонии по-прежнему остаются сложными. Страна находится под юрисдикцией обеих церквей, которые пытаются найти решение проблемы.
В Эстонии всего 84 православных прихода, что очень мало по сравнению с Украиной. Однако, по словам Галадза, реакция, проявленная Москвой в 1996 году, говорит сама за себя.
"Тот факт, что Москва и Константинополь могут разорвать отношения из-за такой маленькой и незначительной церкви, как эстонская, - заметил он, - свидетельствует о том, что Украина для отношений Москвы и Константинополя будет эквивалентна водородной бомбе".