Еще до завершения активных боевых действий в Ираке генерал в отставке Энтони Зинни предупреждал, что худшее начнется потом. Зинни принимал участие в первой войне в Персидском заливе 1991 года, он руководил оказанием помощи курдам, а двумя годами позже - сомалийцам. Затем он возглавил Ближневосточное командование и пытался выступать посредником (но безуспешно) между израильтянами и палестинцами.
- Вы прекрасно разбирается в арабских проблемах и поэтому скептически настроены относительно возможности быстро и эффективно объединить Ирак и восстановить там мир.
- Происходит то, чего я боялся (нападения на американских солдат). Если мы не изменим курс, мы окажемся на минном поле, в ловушке. Мы должны прибегнуть к помощи международного сообщества.
- Вы предполагали, что такие нападения возможны?
- К сожалению, да. Всегда есть кто-то, кто хочет отомстить за поражение, кто хочет организовать сопротивление постфактум, со снайперами, терактами, нападениями. Багдад сейчас переживает переходный период, но этот период стал еще более опасным из-за запаздывания с созданием иракского правительства и иракской полиции, пусть даже временных, а также из-за отсутствия не оккупационных, международно признанных властей, которым арабы могли бы доверять, иными словами, ООН.
- Кто стреляет? Сохранившие преданность Саддаму Хусейну?
- Пока, кажется, так. Но проблема заключается не только в баасистах, членах его партии, в большинстве своем суннитов. Это также шииты с их религиозным интегрализмом, курды с их стремлением к независимости, местные племена с их давними распрями, и так далее. Нашим войскам грозят две опасности: оказаться под прицелом, поскольку враждебность по отношению к нам начинает расти, и оказаться вовлеченными в борьбу различных иракских группировок.
- Речь идет об отдельных индивидуумах или о группах?
- Не знаю точно. Не думаю, что речь идет об объединенном движении. И надеюсь, что к этим инцидентам не имеют отношения такие страны, как Иран или Сирия, у которых есть свои интересы в Ираке. Сложившаяся ситуация может продлиться еще несколько месяцев, ситуация, которой способствуют безработица, лишения и недоверие со стороны части населения.
- А Пентагон не предвидел этого?
- Мне кажется, Пентагон начал задумываться о послевоенном периоде слишком поздно, в январе-феврале. И не отдавал себе отчета в том, что военные самостоятельно не смогут восстановить порядок в Ираке. Нужны государственные и экономические структуры, политические и юридические организмы. Вместе с британцами нас сейчас в Ираке 160 тысяч, но этого недостаточно. Кроме того, как долго они там смогут находиться?
- Сейчас много говорят об ограниченном присутствии НАТО, например, в зоне, которая будет передана под контроль поляков.
- Нужна не столько НАТО, сколько ООН. Именно ООН узаконивает операции, такие, как война в Ираке, у нее есть необходимый опыт в восстановлении страны, примером могут служить Косово и Афганистан. Под эгидой ООН подразделения военной полиции, такие, как карабинеры, за действиями которых я наблюдал в Сомали и Боснии, могут восстановить безопасность. Гражданские чиновники и специалисты вызывают большее доверия у населения, в частности в таких деликатных сферах, как нефть.
- Последняя резолюция ООН, однако, предполагает более скромное участие ООН в восстановлении Ирака.
- Я надеюсь, что только на начальном этапе. Президент Буш сделал крупные инвестиции в освобождение и демократизацию Ирака. По-моему, он будет в выигрыше, если сформирует вызывающее доверие иракское временное правительства и если больше откроется международному сообществу. Я понимаю, он хочет, чтобы успех переходного периода гарантировали Америка и Великобритания. Но он должен максимально сократить сроки, иначе хаос обострится.
- Вы думаете, что отставка генерала Фрэнска приведет к негативным последствиям?
- Нет, Фрэнк проявил себя с лучшей стороны, и у него достойных преемник. Но командующий не может сделать многого, если нет плана и организации, которая бы занималась реализацией проектов. Важно, чтобы посол Бремер, эмиссар президента Буша в Багдаде, все учел и сотрудничал с местными лидерами. В этом ему может оказать большую помощь представитель ООН.