"В Каннах часто пересекаются политика и кино", - пишет обозреватель The Daily Beast Ричард Портон. На кинофестивале нынешнего года звучали предположения политического толка, когда обсуждался фильм "Левиафан" российского режиссера Андрея Звягинцева. "Этот фильм, полный мрачного юмора, - шпилька в адрес Владимира Путина? Почему министерство культуры участвовало в финансировании столь пессимистичного портрета современной России?" - вопрошает автор. Как скажется на фильме закон, запрещающий нецензурную лексику в кино?
Портон взял интервью у Звягинцева и счел, что тот был любезен, но проявлял опасливость: "Из нескольких отчасти уклончивых ответов Звягинцева на мои вопросы следует, что он побаивается переступить определенные границы и хотел бы отвратить вмешательство правительства в свою работу. Это не удивительно, если учесть, что "Левиафан" - открытая атака на российский статус-кво".
"Взять хоть сцены в кабинете Вадима, где большой портрет Путина занимает важное место и словно бы связывает коррумпированного мэра с президентом. Когда я спросил об этом Звягинцева, он скупо ответил: "В России в каждом официальном учреждении выставлен портрет президента. Такова реальность; я повесил его там не чтобы что-то декларировать", - говорится в статье. Но Портон полагает: режиссер мог бы построить кадр так, чтобы не делать акцент на лице Путина.
Журналист спросил, почему министру Мединскому не понравился "Левиафан". "Он просто выражал свое личное мнение", - сказал Звягинцев, добавив, что "высказываясь в качестве чиновника", министр "назвал фильм работой талантливого кинематографиста". Но когда Портон спросил о потенциальных причинах неудовольствия Мединского, Звягинцев поведал: "Мединский посмотрел картину, а потом подошел ко мне и сказал: "Концовка этого фильма очень трагичная и пессимистическая. Нет ни надежды, ни света". Он думает, что фильмы не должны быть настолько трагичными. Предполагается, что они должны вселять в зрителей надежду и просвещать их, стимулируя положительные эмоции. Я просто считаю, что у меня и Мединского разные представления о кино. Он считает, что фильмы должны быть идеологическими инструментами, а я считаю, что важно иметь более нюансированную точку зрения".
Автор комментирует: "Как ни странно, взгляды Мединского выглядят чем-то вроде смягченной версии догматов соцреализма в сталинскую эпоху".
"В нашей беседе Звягинцев избегал открытой критики Путина, но признал, что россияне давно относятся к своим политическим лидерам скептически", - продолжает Портон. Комментируя сцену, где персонажи спьяну упражняются в стрельбе, используя в качестве мишеней портреты советских руководителей, Звягинцев сказал: "Верно, что в России люди презирают власть. Власть не улучшает их жизнь".
Когда журналист спросил, вдохновлена ли история о мытарствах Коли, героя фильма, реальными событиями, режиссер сказал, что его картина "не сказка; история близка к реальности".