В минувшее воскресенье премьер-министр Путин вышел на ту же трибуну и увидел то же самое море колышущихся флагов, что и два месяца назад, повествует The New York Times. Но в промежуток между двумя съездами "Единой России" произошли важные изменения, с 24 сентября начался новый период, полагает журналистка Эллен Барри. "Теперь уже очевидно: вместо того чтобы восстановить доверие общества к политической системе, объявление об обмене должностями между Путиным и Медведевым вызвало раздражение у многих россиян", - пишет газета, ссылаясь на то, что в ноябре рейтинг Путина ненадолго упал до минимума за 10 лет - 61%.
"Похоже, объявление о рокировке возымело неумышленный негативный эффект. Необычный результат для правительства, которое доказало, что умеет замерять общественное мнение и им манипулировать", - говорится в статье.
"Самая главная проблема - в том, что они [российские лидеры] надоели народу", - считает американский эксперт Фиона Хилл (Brookings Institution). "Это как "зуд седьмого года", только не в семейной жизни, а в политике", - поясняет Хилл, ссылаясь на пример Блэра и Тэтчер.
Правда, на съезде в воскресенье все намеки на скуку тонули в море огней и флагов, пишет автор. Ораторы делали упор на роли Путина в обуздании экономической и политической неразберихи 1990-х. "Это яркое, но все более далекое воспоминание, особенно для молодых избирателей", - замечает журналистка. По словам Путина, те, кто жалуется на нынешнюю систему, забыли, что в 1999-м все было намного хуже.
"Съезд был отмечен яростными нападками на политическую оппозицию, в том числе со стороны Медведева, который до последнего времени ратовал за рост политического плюрализма", - пишет Эллен Барри. Путин, со своей стороны, заявил, что признаки растущего недовольства - примета тайных козней Запада, но Запад напрасно тратит деньги на эти козни "потому, что Иуда - не самый уважаемый библейский персонаж в нашем народе".
"По-видимому, партийные функционеры надеялись, что Путин распространит на партию хотя бы часть своей собственной популярности", - продолжает Барри, напоминая, что в прошлом Путин всегда баллотировался как независимый кандидат.
Но сентябрьское заявление Путина, вопреки ожиданиям, не стало базой для гладкой избирательной кампании. Кудрин заявил, что не будет работать под руководством Медведева. Рейтинг "Единой России" стал снижаться быстрее, поскольку имя Путина в верхней строчке списка неожиданно сменилось именем Медведева. "А Путин, чья прочная популярность - краеугольный камень претензий его правительства на легитимность, похоже, сам пострадал от негативных последствий", - замечает автор статьи, напоминая, как его освистали любители смешанных единоборств. "Этот инцидент словно бы пробил брешь в неком защитном коконе, окружавшем премьера", - полагает Барри.
Снижение рейтинга Путина - крайне необычное явление, считает эксперт Хилл. В прошлом его популярность накануне дня выборов всегда достигала максимума, а моменты снижения ассоциировались с конкретными событиями типа катастроф и финансовых кризисов. "Бренды в конце концов истощаются, и ребрендинг становится невозможен", - поясняет Хилл.
Со своей стороны, российский аналитик Алексей Мухин характеризует сентябрьское объявление о рокировке как "импровизацию" и тактическую ошибку, отмечает газета. Оно не понравилось ни сторонникам Медведева, ни людям из окружения Путина, которые не хотят подчиняться Медведеву в качестве премьера, ни членам "Единой России", желавшим, чтобы Путин возглавил список их партии. Путин призывает не раскачивать лодку, но на деле сам ее раскачал, считает Мухин.
Многих россиян оскорбило разъяснение Путина, что о рокировке он и Медведев договорились давным-давно, заметил редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков. Слова Путина, что он должен остаться у власти в период опасной волатильности в России, также воспринимаются скептически, добавил Ремчуков.