"Кубинский народ опечален горестной вестью о смерти Команданте, и каждый может что-то сказать. Столько воспоминаний, столько слов благодарности нашлось у кубинцев, которые не готовы и не хотят с ним прощаться", - пишет в редакционной статье газета Granma, официальный орган ЦК компартии Кубы.
Ласаро Кастро Агилера, директор национального мемориала в Биране, где родился Фидель Кастро, поведал изданию, что был очень огорчен смертью Команданте. "У меня закололо в груди, и я пошел к могиле Лины, его матери. Я завел с ней воображаемую беседу, чтобы известить, что с нами больше нет ее великого сына, которого она произвела на свет и так исстрадалась, когда наблюдала за превратностями его судьбы как революционера".
По словам директора, посетители музея в Биране проявляют большое уважение к Фиделю, большинство искренне скорбит.
"Они спонтанно подходили к нам, сотрудникам Исторического мемориала в Биране, чтобы поговорить о том, что Фидель сделал для народа, о том, как важно уважать его мысли. Большинство полагает, что лучший способ почтить его память - это сохранить единство", - сказал в интервью Кастро Агилера.
Известие о смерти Фиделя Кастро оказало сильнейшее воздействие на каждого кубинца.
"Это он осуществил революцию, принял важные меры по борьбе с неграмотностью, ради здравоохранения и образования", - говорит Мануэль де Хесус Катала Балон, воевавший в армии повстанцев под руководством Фиделя и других лидеров кубинской революции.
"Антонио Марреро Дуверхель, корреспондент кубинской радиостанции Radio Re-belde, считает Фиделя величайшим государственным деятелем в истории - военным стратегом, непревзойденным политиком, вождем масс, человеком, который ненасытно приобретал знания, знатоком наук, экономики, спорта, культуры, экологии, великолепным оратором, всемирным образцом интернационализма и тем, чье сердце всегда болело за народ, за обездоленных. Благодаря всему этому его свершения повлияли на весь мир, и он навечно останется в когорте революционеров", - говорится в статье.
Марреро Дуверхель заметил: "Я родился в деревне, а благодаря Фиделю и революции сделался журналистом. За то, кем я стал, я обязан ему".
Итак, Куба чувствует, что будет вечно благодарна Команданте. Его идеи, его рациональные обоснования борьбы и его концепция революции "будут развиваться под руководством генерала Рауля Кастро, который будет располагать поддержкой и одобрением со стороны всего кубинского народа", - заверяет Эберто Эстрада Сао, директор Метеорологического института в Лас-Тунас.
Пенсионер Ригоберто Миральес заявил, что уроки Фиделя "укажут нам способ прийти к более процветающему обществу, о котором мечтаем мы, кубинцы, но при этом не отказываться от суверенитета, закаленного в крови героев и мученически погибших за Родину".
Пусть никто не думает, будто со смертью Фиделя кубинская революция потерпит крах, заверил Армандо Пенья Гарвей, работник пищекомбината в Гуантанамо. "Наоборот, мы еще сильнее окрепнем и сплотимся. Нужно по-прежнему двигаться вперед и показать миру, что представляем собой мы, кубинцы", - сказал он.
"Фидель вовсе не умер. Умерло его тело, но он продолжает жить, потому что здесь есть миллионы человек, особенно молодые, которые идут по его стопам. Здесь и во всем мире", - заметил Катала Балон.