"Смерть Фиделя Кастро в возрасте 90 лет знаменует собой конец эпохи. Но нельзя сказать, что у мира - и особенно населения Кубы - есть причины эту эпоху чествовать. Вовсе нет. Он как лидер совершившейся в стране революции всю жизнь был противником Вашингтона, что едва не вызвало ядерную катастрофу, а также привело к обнищанию его народа", - заявляет редакция The Times.
"Для многих заграничных визитеров очарование Кубы заключалось в ее запущенности и американских машинах 1950-х годов на улицах, - говорится в статье. - Однако все это говорило об одном: при Кастро Куба потерпела неудачу. Он и другие люди, которые должны были лучше понимать ситуацию, обвиняли во всем оправданное эмбарго, наложенное Америкой на враждебную страну. Однако это был очередной пример плачевно провалившегося коммунистического эксперимента. Бесплатные здравоохранение и образование мало кого утешали на фоне нормирования продовольствия и повсеместной бедности".
"Между тем диктатура Кастро была жестокой и гнетущей", - указывают журналисты, напоминая о расстреле политических оппонентов Кастро, волнах кубинских беглецов, пускавшихся в опасное плавание в Америку, отправке в концлагеря гомосексуалистов и священников.
"К сожалению, среди левых все еще слишком много заступников Кастро", - отмечает редакция. Лидер британских лейбористов Джереми Корбин назвал Кастро "огромной фигурой мировой истории" и "защитником социальной справедливости", президент Ирландии Майкл Хиггинс - "гигантом среди мировых лидеров", Владимир Путин - "выдающимся государственным деятелем, имя которого по праву считается символом целой эпохи", а также "искренним и надежным другом России". В этом российский президент, по мнению авторов статьи, был прав.
"Смерть [Фиделя] дает Кубе возможность выковать более счастливое будущее. Хотя его брат [Рауль, с 2006 года являющийся президентом] провел некоторые реформы, в том числе способствовал потеплению отношений с Америкой Обамы, мрачное присутствие Фиделя даже на одре болезни мешало ему идти дальше. Его смерть, которую с энтузиазмом приветствовали кубинские изгнанники в Майами, не следует оплакивать", - резюмируют авторы.