Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 октября 2002 г.

Ник Пэйтон Уолш и Джонатан Стил | The Guardian

Штурм сорвал маску человечности с лица Путина

Президент может лишиться общественной поддержки

Призрак катастрофы на подводной лодке "Курск" вернулся и снова преследует президента Владимира Путина. Возникла опасность, что россияне перестанут одобрять методы, с помощью которых были освобождены заложники.

Два года назад, когда затонула подводная лодка, страну потрясла эта неожиданная и страшная трагедия. В те дни президент отдыхал на юге России. Он совершил страшную ошибку, не взяв руководство спасательной операцией в свои руки немедленно. Спасая моряков, он действовал слишком медленно. Он отказался от иностранной помощи. Он лгал, рассказывая о состоянии спасательного оборудования российского флота. Когда моряки погибли, он попытался спасти ситуацию с помощью денег и решил поднять лодку со дна, чтобы подводников можно было похоронить. Но было уже поздно.

Кризис в театре стал более серьезным испытанием для Путина. Некоторые уроки из трагедии "Курска" явно были извлечены. Президент несколько раз сказал, что человеческая жизнь священна. Он приказал своим службам безопасности думать в первую очередь о жизнях заложников. Николай Патрушев, глава федеральных служб безопасности, пообещал террористам, что если они освободят всех заложников, их оставят в живых.

Путин назвал банду Арби Бараева международными террористами, пытаясь таким образом переключить всеобщее внимание со своей жестокой и неудачной войны в Чечне на войну США с терроризмом. Он сразу же встретился со своими помощниками и всю первую ночь провел в своей кремлевской квартире, чтобы продемонстрировать, что понимает, какая страшная произошла трагедия.

После штурма он немедленно подъехал к театру, поблагодарил военослужащих за успешную операция, побеседовал с отправленными в больницу заложниками. Но под всеми этими гуманными действиями скрывалось все то же самое безразличие к чувствам людей.

После того, как террористы захватили театр, Путин встал перед сложным выбором: вступить в серьезные переговоры с террористами и согласиться на их требования или же провести военную операцию. С политической точки зрения второй вариант был безопаснее. Россияне уже не так горячо поддерживают войну в Чечне, но мало кто из них любит делать уступки террористам.

Россиянам очень нравится концепция "твердой руки". Если бы Путин, пришедший к власти во многом благодаря обещаниям жестко решать чеченскую проблему, уступил террористам, это бы испортило его имидж. Но тем не менее у президента возникли неприятности. Во-первых, во время штурма был применен очень опасный газ, во-вторых, родственникам не предоставляли информации о пострадавших и даже не давали им возможности встретиться с близкими. Президента и его советников будут обвинять в безразличии к жизням и чувствам людей.

Возможно, Путину удастся спасти свою политическую карьеру, которая едва не завершилась после трагедии "Курска". Для этого в ближайшие дни ему придется извиняться точно так же, как в субботу. Кроме того, ему нужно изменить свою политику в Чечне.

Чеченские власти говорят, что Россию могут ожидать и более страшные события. Представитель лидера сепаратистов Аслана Масхадова сказал, что опасается, что в отчаянии радикалы могут организовать теракты даже на ядерных объектах.

Москва неумолима. Вчера министерство иностранных дел заявило, что Москва может бойкотировать предстоящий саммит ЕС в Копенгагене в знак протеста против Всемирного чеченского конгресса, который состоится в ноябре в этом городе.

Аналитики считают, что такие воинственные заявления будут мешать мирным переговорам в будущем.

Профессор Кирилл Холодовский из института мировой экономики в Москве сказал: "Московские власти переложили ответственность за трагедию в театре на Аслана Масхадова. Это означает, что в ближайшее время переговоры начаты не будут. Путин до сих пор не ответил на вопрос: что можно сделать с чеченской войной сейчас, в тот момент, когда она зашла в тупик? Иного пути, кроме переговоров, нет. Чем быстрее будет принято это решение, тем лучше для России. Теракт в Москве, безусловно, укрепил позиции московских ястребов, и не только среди политической элиты, но и среди населения в целом. Это осложнит процесс поиска решения".

Однако Путин вряд ли открыто прикажет активизировать военные операции, потому что внимание мировой общественности снова направлено на его "забытую" войну.

60% жителей страны выступают против войны в Чечне. Путин много раз говорил, что война закончилась, что продолжаются лишь редкие милицейские операции против террористов.

Скорее всего, Кремль позволит ястребам воспользоваться последним терактом и начать новые жестокие "зачистки" в деревнях. Всех чеченских жителей, которые по возрасту могли бы присоединиться к повстанцам, будут арестовывать, избивать, а порой и убивать.

Вчера Кремль попытался причислить боевиков, захвативших театр, к группе "международных террористов", за которыми Вашингтон ведет охоту по всему миру в течение последнего года. Российские эксперты утверждают, что заложники принимали телефонные звонки из Саудовской Аравии, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Путин несколько раз называл чеченских сепаратистов "международными преступниками". Предполагается, что Западу сложно протестовать против жестокостей в Чечне, если они совершаются в рамках борьбы с Усамой бен Ладеном и международным терроризмом.

Через сутки после кровавых событий в театре, российские информационные агентства уже начали сообщать о новых "антитеррористических операциях в Чечне". Россия начала мстить измученной войной республике, чеченцам остается лишь надеяться на то, что возмездие коснется только "бандитов" и что Москва быстро завершит чеченские кровопролития.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru