В мире строят предположения по поводу того, кто станет преемником властителя Северной Кореи. Выживание населения страны тем временем зависит от Китая
Если сегодня кто-нибудь в Пхеньяне спросит о будущем, ожидающем райскую страну рабочего класса и ее политическое руководство, он получит стандартный ответ: "Товарищ генерал Ким Чен Ир здоров и отлично справляется с работой". Предположения мировой общественности по поводу того, что властитель во время празднования 60-летнего юбилея партии в октябре назовет своего преемника, совершенно "беспочвенны", заявил недавно Чхве Чжон Хун из комитета по культурным связям с другими странами.
Когда корреспондент Tageszeitung попыталась у него выяснить, возможно ли, что "в будущем Северной Кореей будет управлять женщина", он весь покраснел и прокричал полушутя-полусерьезно: "Если бы вы не были женщиной, я бы выкинул вас сейчас из автобуса".
В патриархальной Северной Корее, основатель которой, умерший в 1994 году Ким Ир Сен, продолжает как президент "на веки вечные" управлять страной с того света, любой намек на то, что его сын Чен Ир не бессмертен, считается богохульством. Так что никто бы не удивился, если бы 63-летний "любимый вождь" продолжил начатую его отцом традицию. Старый Ким еще в 1980-м избрал плейбоя Чен Ира своим политическим преемником.
Эксперты по Корее задаются вопросом, почему Ким Чен Ир до сих пор не назначил ни одного из сыновей своим преемником. Что стоит за этим? Борьба за власть между армией и партией или ревность в лоне семьи?
У Кима есть, по крайней мере, три официально признанных сына. Все они ходили в школу в Швейцарии. Старший сын, 34-летний Ким Чен Нам, наделал шуму, когда его вместе с его сыном задержали с поддельным паспортом Доминиканской Республики в аэропорту Токио. Он заявил, что собирался посетить Диснейленд. После этого случая специалист по компьютерам впал у отца в немилость. Больше шансов может быть у второго сына, Ким Чен Чхоля. 26-летний молодой человек работает в ЦК. Других кандидатов, похоже, нет.
До сих пор режиму Кима удавалось выжить в условиях катастрофического экономического спада только потому, что он занимался устранением внутренних врагов. И еще потому, что Пекин готов и дальше его поддерживать. По некоторым оценкам, в последние годы Северная Корея получала 90% топлива и 40% продуктов питания из Китая. К юбилею партии в октябре "дорогой вождь" получил 10 000 тонн нефти из Народной Республики, сообщали южнокорейские газеты. В 2002 году Пекин на три дня прерывал поставки нефти - чтобы заставить Северную Корею сесть за стол переговоров.
Торговля между двумя странами растет: в 2004 году доля китайского импорта и экспорта в общей внешней торговле страны уже составляла 40% - это в два раза больше объема торговли с Южной Кореей. Китай покупает у Северной Кореи сырье и полезные ископаемые и продает товары легкой промышленности. Бытовую технику и одежду, например, сейчас можно приобрести на многих рынках в Северной Корее.
Однако официально Северная Корея подчеркивает свою национальную самостоятельность. Страна хочет заставить своих верноподданных забыть, что династия Кимов никогда бы не выжила в корейской войне 50 лет назад без помощи китайской армии.