"Огромный корабль, неспешно вошедший в туманный морской порт рано утром в понедельник, был радостно встречен американскими и европейскими чиновниками как сигнал того, что мертвая хватка России на странах Балтии и их энергетических потребностях может быть разомкнута", - пишет в американском издании The New York Times Джеймс Кантер, корреспондент в литовском городе Клайпеда.
"Судно "Независимость" - это плавучий завод по регазификации СПГ", - поясняет журналист.
На церемонии встречи судна президент Литвы Даля Грибаускайте сказала, что если страну будут не устраивать отношения с "Газпромом", который поставляет весь необходимый государству газ, то их можно будет разорвать раз и навсегда, отмечает корреспондент.
"Для Литвы, которая лишь немногим больше Западной Виргинии, плавучий СПГ-терминал - более быстрый и обычно менее дорогой вариант, чем строительство наземного терминала - является большим шагом в направлении энергетической независимости от России", - рассуждает Кантер. По его мнению, "усилия Литвы покончить с зависимостью от "Газпрома" являются важным примером того, как даже страны, связанные географически и исторически с российским энергетическим монстром, могут найти ему альтернативы".
Америка начала фокусироваться на этом вопросе в 2008 году, когда правительство предоставило Литве финансовую помощь в размере 800 тыс. долларов на разработку технических стандартов для эксплуатации СПГ-терминала, сообщается в статье.
Норвежская компания Statoil должна поставлять Литве 540 млн кубометров СПГ ежегодно на протяжении ближайших пяти лет, что составляет пятую часть потребностей страны.
"Литва заявляет, что терминал - уникальная операция подобного рода в регионе - мог бы стать плацдармом для обеспечения большей части потребностей двух других стран Балтии, Латвии и Эстонии, которые также зависят от российского газа", - отмечает автор.
Однако существует риск, что "Газпром" может настолько снизить цены на газ для Литвы, что содержание терминала станет нерентабельным. "Если литовские потребители готовы больше платить, чтобы снизить свою зависимость, это их дело", - заявил изданию по электронной почте Сергей Куприянов, официальный представитель "Газпрома".
Литовская государственная компания Klaipedos Nafta взяла терминал в лизинг у норвежской Hoegh. Всего расходы Литвы на строительство, содержание и десятилетний лизинг составляют 448 млн евро.
Как заявил журналисту аналитик Джонатан Стерн из Оксфордского института энергетических исследований, проект подоспел в нужный для Литвы момент, отчасти потому, что ожидается, что цены на СПГ будут падать в ближайшие два года.
По словам Стерна, самый интересный вопрос в другом: когда в следующем году истекут долгосрочные газовые контракты Литвы и "Газпрома", заявят ли литовцы, что они не хотят их продлевать, поскольку "с геополитической точки зрения для них является неприемлемой какая-либо зависимость от российского газа"?