Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 октября 2015 г.

Нил Макфаркуар | The New York Times

Запрет на российскую символику подстегивает на Украине борьбу за национальную идентичность

Корреспондент The New York Times побывал в городе Семеновка на северо-востоке Украины, где разворачивается борьба за доставшийся в наследство от СССР памятник Ленину. Охватившее всю страну противостояние напомнило ему антагонизм вокруг флага Конфедерации, который до сих пор не угасает на юге Соединенных Штатов.

После того, как на Украине весной этого года была принята серия законов, направленных на декоммунизацию, в стране начали сносить памятники советскому вождю. На момент распада СССР их на Украине было 5,5 тыс. штук, а к февралю 2014 года осталось около 1300. С тех пор было демонтировано еще около пятисот, рассказал руководитель Украинского института национальной памяти, инициатор нового законодательства 38-летний Владимир Вятрович.

"Во многих городах возникла идея продать памятники, нередко отлитые из бронзы, на металлолом, а из вырученных средств выплатить задолженность по зарплате или купить на эти деньги новые уличные фонари, а иногда - и бронированные автомобили для добровольческих формирований, - рассказывает Макфаркуар. - Не все попытки оказались удачны. В Харькове одну из самых крупных статуй Ленина на Украине разрезали на куски. Активисты в надежде оплатить военную амуницию для волонтеров, которые сражаются на востоке Украины с сепаратистами, пытались продать ее по частям на интернет-аукционе. В частности, было выставлено на продажу ухо весом почти 80 фунтов. Активисты проклинают тот день, когда отказались продать его за 2000 долларов, посчитав, что это слишком мало. Как рассказал организатор [аукциона], других заявок так и не поступило". Еще один курьез произошел в Одессе - там Ленина переделали в Дарта Вейдера, оснастив статую точкой доступа к беспроводному интернету.

В Семеновке советский монумент также был убран с центральной площади, но его сохранили в целости и "припрятали" в парке, пишет Макфаркуар. В связи с этим учреждение Вятровича подало жалобу на председателя местного отделения Коммунистической партии 67-летнего Ивана Папченко. "Мы хотим сохранить этот небольшой уголок советской истории, - сказал он в разговоре с журналистом. - Если всякий раз, когда будет меняться идеология, они станут уничтожать все приметы прошлого, то что останется?" 69-летний пенсионер Иван Коваленко признался, что "заплакал", когда фигуру Ленина снимали с постамента: "Запад признал, что победить нас оружием у него не получилось, поэтому он решил уничтожить нас изнутри, с помощью проституции и демократии", - пожаловался он корреспонденту NYT.

Вятрович обосновывает необходимость уничтожения памятников тем, что "в тот момент, когда Украина сможет стать полностью независимым государством, настанет конец империалистической идентичности России". Кроме того, считает он, "концентрация статуй Ленина - это знак опасности, указывающий на те места, где могут появиться "вежливые люди". Сторонники Вятровича настаивают на том, что такие монументы "противоречат демократическим ценностям, которые украинцы хотят привить потомкам".

"Почитатели коммунистической символики - это, как правило, украинцы старшего поколения, которые до сих пор тоскуют по советской эпохе, - продолжает автор. - И они, и другие люди говорят, что у Украины есть более серьезные проблемы, например, резкое падение экономики, и именно их нужно решать в первую очередь, а правительству, кроме того, не следует навязывать людям свою интерпретацию истории". Журналист цитирует местную жительницу: одетая в синий халат, она, потрясая кулаком, произнесла: "Думаете, статуя Ленина - это наша главная проблема? Попробуйте прожить на пенсию в 40 долларов! Вот вы на сколько живете? Ленин хотя бы организовал электрификацию этой страны. А мы скоро вернемся к состоянию, которое было до Ленина".

"Они ведут себя, как большевики: "Прошлое нужно уничтожить!" - комментирует законы о декоммунизации историк Георгий Касьянов. - Им кажется, что, если уничтожить статуи Ленина и переименовать улицы, это позволит уничтожить наследие Советского Союза. Это не так. Они сражаются с призраками". Как пишет Макфаркуар, противники государственной политики в области исторической памяти называют ее "подачкой маленькому, но громко заявляющему о себе правому движению".

Помимо сноса советских монументов закон предписывает в срок до 21 ноября внести значительные изменения в топонимику: "Новые названия требуются 910 большим и малым городам, а также тысячам улиц", - говорится в статье. Во многих городах созданы специальные страницы в интернете, где путем голосования выбираются новые названия. Эта идея нравится не всем - так, старое имя своего города хотят сохранить жители Днепропетровска, утверждает корреспондент. В одном из юмористических шоу прозвучало предложение переименовать Московский мост в Киеве в "Не-московский".

Решение о переносе памятника Ленина с центральной площади Семеновки в парк Украинский институт национальной памяти не устроило. По словам Владимира Вятровича, "если он стоит в общественном месте, это все равно тоталитарная пропаганда".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru