Вот уже почти четыре недели "украинский журналист Роман Сущенко не имеет возможности контролировать свою жизнь", пишет обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Кристина Хебель. Вечером 30 сентября он был арестован сотрудниками ФСБ в центре Москвы. 47-летнего журналиста украинского государственного информагентства "Укринформ" обвиняют в шпионаже, за что ему грозит до 20 лет лишения свободы.
Арест журналиста, на протяжении шести последних лет работавшего корреспондентом "Укринформа" во Франции, "вызывает много вопросов, в том числе, потому, что российские власти делают противоречивые заявления". В частности, российский МИД утверждает, что у Сущенко нет действующей визы для работы журналистом. Но она, как отмечает журнал, и не требовалась ему для визита личного характера. Ведь Сущенко, по информации, полученной от его семьи, приехал в Москву к своему племяннику и друзьям.
В ФСБ сообщили, что Сущенко, которого, кстати, арестовали всего через несколько часов после приезда, якобы целенаправленно занимался сбором информации о "Росгвардии", что является государственной тайной. Также там сообщили, что журналист является "полковником Главного управления разведки Министерства обороны Украины", что отрицает не только сам Сущенко, но и официальный Киев.
Дело Сущенко вызывает беспокойство в среде украинских журналистов, которые расценивают его как попытку запугивания. Гендиректор "Укринформа" Александр Харченко ставит арест своего сотрудника в один ряд с делами других украинцев, осужденных в России. В качестве примеров он называет украинскую военнослужащую Надежду Савченко, которую обменяли после двух лет нахождения в тюрьме, а также украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного на 20 лет лишения свободы. Всего, по данным украинских правозащитников, в российских тюрьмах сидят более 20 граждан Украины. Харченко называет их "украинскими заложниками", которых Россия хочет использовать против Украины.
В то же время огласка в деле Сущенко невозможна. Адвокат арестованного Марк Фейгин, защищавший оппозиционеров и участниц панк-группы Pussy Riot, называет процесс "секретным", так как дело Сущенко, по данным властей, затрагивает государственную тайну. В итоге адвокату для участия в уголовном деле пришлось подписать соглашение о неразглашении.
Между тем адвокат Сущенко уже знает исход этого процесса. "Романа Сущенко приговорят к тюремному сроку и позднее обменяют", - прогнозирует Фейгин, указывая на историю с Савченко. Ведь в украинских тюрьмах, как добавляет Der Spiegel, находятся еще порядка 150 российских военнослужащих и сотрудников спецслужб, а "журналист - это хороший объект для обмена".