В годы расцвета ВЛКСМ комсомольцы считали себя ударными силами на сельскохозяйственном и строительном фронтах, пишет журналист Washington Post Уилл Ингланд. Они строили лучшую страну, но к осени 1991 года стало ясно: усовершенствованного СССР не будет. 27 сентября 1991 года лидеры ВЛКСМ договорились, что пора распустить организацию. "Слез не было - на кон было поставлено слишком большое имущество", - утверждает журналист.
По мнению автора, к тому времени комсомол давно превратился в организацию для людей с амбициями, а также для конформистов. "Это была карьерная лестница для аппаратчиков, которые в годы перестройки воспользовались ею для создания поразительно прибыльной империи".
ВЛКСМ держал гостиницы и видеосалоны, а также "поддерживал торговые фирмы - они были некоммерческими, так как формально принадлежали молодежной организации. А самым успешным предприятием был банк "Менатеп", учрежденный "особенно амбициозным комсомольцем Михаилом Ходорковским", - говорится в статье. "После распада СССР Ходорковский воспользовался "Менатепом", основанным на комсомольские деньги, чтобы создать нефтяную компанию ЮКОС. Он был богатейшим человеком в России, пока в 2003 году Путин не свалил его и не отправил в тюрьму за уклонение от уплаты налогов", - пишет Ингланд.
Автор описывает карьеру других экс-комсомольцев: Владимир Зюкин, последний секретарь ВЛКСМ, занялся пиаром, член ЦК ВЛКСМ Владислав Седеленек стал председателем Московской торговой палаты, Михаил Прохоров "купил "Нью-Джерси Нетс" и ненадолго занялся политикой в рядах оппозиции", Дмитрий Медведев - президент РФ.
"Юноши и девушки из ВЛКСМ стремились к наживе. Циничные, но смотревшие на вещи трезво, они имели идеальную возможность оседлать волну капитализма, которая вскоре захлестнула Россию", - заключает автор.