"18 сентября Кремль вновь обзавелся подконтрольным законодательным собранием благодаря голосам меньшинства избирателей! Ошеломляют огромные заголовки: "Сокрушительная победа Путина на выборах!" Проценты воруют, их подхватывают и повторяют хорошие новости из Кремля", - пишет в Le Monde Мари Мандра, политолог Национального центра научных исследований (CNRS) и Центра международных политических исследований (CERI-Sciences Po).
"Единственный метод, позволяющий приблизиться к правде, - это считать голоса в миллионах, а не в процентах, выявлять нарушения и неправильные результаты, собирать как можно больше свидетельств и извлечь из этого допустимые расхождения результатов. По оценке наблюдателей и российских независимых экспертов, из 111 миллионов зарегистрированных избирателей максимум 45 миллионов пришли к избирательным урнам", - отмечает эксперт.
"Среди голосующих менее 20 миллионов высказались в пользу путинской партии "Единая Россия" (официально объявлено о 28 миллионах); приблизительно 20 миллионов проголосовали за три другие партии, подчиненные Кремлю (Коммунистическая партия, популистская партия Владимира Жириновского и "Справедливая Россия"); от 6 до 7 миллионов отдали свои голоса другим партиям, которые не смогли преодолеть барьер в 5%, и нескольким кандидатам, не способным конкурировать с "Единой Россией", - говорится в статье.
"Таким образом, 20 миллионов, которые действительно проголосовали за "Единую Россию" при баллотировке кандидатов по спискам, составляют лишь пятую часть электората", - рассуждает автор.
"У этого явного парадокса два объяснения, - комментирует Мари Мандра. - Во-первых, различные опросы измеряют "рейтинг" Путина абстрактно, а не в сравнении его популярности с другими деятелями. Иначе говоря, они спрашивают: "Одобряете ли вы деятельность президента?" Скрытый вопрос таков: "Вы предпочитаете Путина или вообще никого?"
"Во-вторых, на вопрос о действиях правительства и местных властей большинство респондентов высказываются критически. Они выражают сильную обеспокоенность по поводу экономической и социальной неопределенности. Они также опасаются, что Россия вступит в войну. Большинство населения испытывает тревогу и неудовлетворенность, что отражается на результатах выборов: неучастие большинства и поддержка партии власти со стороны меньшинства", - продолжает политолог.
"400 наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и российские волонтеры смогли присутствовать только в нескольких тысячах избирательных участков из общего числа 94429. Они должны были предупредить о своем приходе, не имея возможности проверить отправленные результаты. Более того, российские наблюдатели получили разрешение посетить только один избирательный участок", - передает газета.
"Историческая социал-демократическая партия "Яблоко" провела неудачную кампанию. Правда, велика вероятность, что ее результаты были занижены, поскольку "Яблоко" резко критиковало аннексию Крыма и конфликт в Донбассе. "Парнас", партия оппозиционера Бориса Немцова, убитого 27 февраля 2015 года, не смогла заставить себя услышать. Возглавлявший ее список бывший премьер-министр Михаил Касьянов был вывалян в грязи в телевизионной программе; оппозиционер Алексей Навальный оставлен на свободе под надзором и не подлежит избранию, его брат отбывает наказание в тюрьме", - указывает автор статьи.
"Огромное различие между декабрем 2011 и сентябрем 2016 года состоит в глухом молчании, последовавшем за выборами. В 2011 году сотни тысяч граждан вышли на демонстрации в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новосибирске и других крупных городах", - говорится в статье.
"Сегодня интернет бурлит, но никто не выходит на улицу с требованиями. (...) Рискованно громко заявлять, что режим коррумпирован, преследование может зайти слишком далеко. Россияне подавлены и разочарованы. После крупных протестов 2011/2012 годов народ молчит, а оппозиционеры удаляются в изгнание или сражаются в одиночку", - заключает политолог.