До сих пор Ракель Санчес никогда не думала о ребенке. Ее свобода и карьера всегда были для нее превыше всего. Но сегодня ситуация изменилась. В свои 33 года она устроилась на работу в крупном столичном учреждении, причем с неплохим месячным окладом (2000 евро). С ее женихом у нее "все очень серьезно". По словам Ракель, у нее есть все условия, чтобы стать матерью. Мешает лишь одно ? это ее статус внештатницы. Когда меня увидят с животом, я уверена, меня вышвырнут за дверь. Сошлются на профессиональные соображения и дадут пинка под зад!" В результате рождение желанного ребенка откладывается до греческих календ.
Дилемма
Многие испанки в детородном возрасте сталкиваются с такой же дилеммой. Быть матерью или делать карьеру. "В мире предпринимателей материнство рассматривается как угроза, - возмущается Хосе Рамон Лозана, председатель Федерации многодетных семей (FEFN). - Любая потенциальная мать подвергается дискриминации". Это мнение разделяет Микаэла Наварро, возглавляющая в социалистической партии комиссию по женскому вопросу: "На работе и дома вся ответственность ложится на мать, и никогда ? на отца". К этому добавляются и материальные затруднения: детские сады и ясли переполнены. Частные детсады стоят дорого ? в центре Мадрида от 300 до 500 евро в месяц, то есть половина низкого оклада. И власти это мало волнует. С января матерям, имеющим детей до 3 лет, платят 100 евро в месяц при условии, что у женщин есть работа. По данным FEFN, чтобы получать помощь, какую получает германская семья, имеющая двух детей, испанская семья должна иметь 11 детей и годовой доход меньше 9000 евро.
Презрение к материнству
Тридцатилетняя мать говорит: "Когда я сказала, что хочу родить второго ребенка, на меня посмотрели как на сумасшедшую. "Ты действительно хочешь приковать себя к дому на всю жизнь?", ? говорили мне". К материнству по-прежнему относятся с презрением, соглашается Рамон Лозана: "В этом я вижу и своеобразную форму материального удобства. Ведь это значит ? отказаться от двух машин, от ночных выездов по выходным, от летних отпусков?"
На сегодняшний день уровень рождаемости в Испании (1,2) остается одним из самых низких в мире. Если он несколько возрос с 2001 года, то исключительно благодаря иммигранткам из Марокко, Эквадора или Колумбии. Сравнение с семитесятыми годами, когда страна, возглавляемая Франко, имела самый высокий в Европе уровень рождаемости после Ирландии, вызывает головокружение. Если так пойдет и дальше, то к 2050 году Испания, по прогнозам ООН, станет самой старой страной мира.