Ни множество церемоний, ни разговор об историческом значении не смогли вчера скрыть сарказм и цинизм российского президента Владимира Путина.
Язык жестов Путина ограничен, возможно, как результат его занятий дзюдо. Путин не может сдержаться от проявлений цинизма даже в официальной обстановке.
Путин, который вчера провел три часа в президентской резиденции в Иерусалиме в качестве гостя президента Израиля Моше Кацава, опоздал на одну минуту.
Он приехал в своем бронированном "Мерседесе", который доставляют на самолете из России в каждую страну, куда он совершает визит. Путина сопровождали шесть одетых в черную униформу израильских полицейских на мотоциклах. Кацав приветствовал Путина, как только тот вышел из машины. После рукопожатий и нескольких вежливых слов два лидера, стоя на красном ковре, слушали национальные гимны. Затем они подошли к ожидающим их чиновникам и обменялись с ними рукопожатиями.
После инспектирования почетного караула, состоявшего из курсантов-моряков в белой униформе, курсантов-летчиков, а также офицеров в форме оливкового цвета и военной полиции, два президента произнесли речи, в которых они поблагодарили друг друга. Каждый из них говорил дольше запланированных регламентом четырех минут. Затем два президента прошли в сад для церемонии открытия памятника, который Путин привез в дар Израилю от россиян. Памятник представляет собой шесть обнаженных человеческих фигур, окруженных колючей проволокой, на которой прикреплена звезда Давида, и символизирует Холокост и страдания евреев.
"Друг Израиля"
К концу церемонии уже вовсю стало припекать солнце, и два президента и их помощники прошли внутрь резиденции для беседы, которая заняла больше времени, чем планировалось.
Выйдя после беседы к представителям прессы, они очень тепло отзывались друг о друге. Кацав назвал Путина "другом Израиля", но его вежливые слова не скрыли разногласия, существующие между двумя государствами.
Путин проявил сарказм, отвечая на вопрос репортера "Радио Израиля", заинтересована ли Россия в поставках оружия в Израиль так же, как в поставках оружия в Сирию. "Если бы нам с вашей помощью удалось заполучить контракт и поставить в Израиль нашей авиатехники на пару миллиардов (намек на поставки американских вооружений в Израиль -Й.М.), я бы представил вас к ордену "За заслуги перед Отечеством".
Отвечая на вопрос, возможно ли такое же сотрудничество между Россией и Израилем в ядерной сфере, какое существует между Россией и Ираном, Путин сказал: "В российской помощи в ядерной сфере, в отдельных секторах этой проблемы Израиль не нуждается. Что касается сотрудничества в мирной ядерной сфере, то мы к нему готовы".
Путина спросили об антисемитских проявлениях в России, и Кацав упомянул о случаях поджога синагог, осквернения могил и избиения евреев.
Путин не мог удержаться от резкого высказывания: "Я слышал, что могилы ваших государственных лидеров также оскверняют". Это был намек на недавний случай, когда на могиле Ицхака Рабина написали бранные слова.
Люди, присутствующие на встречах Путина с Кацавом и премьер-министром Ариэлем Шароном, отметили, что Путин был хорошо подготовлен по вопросам, входящим в повестку дня. Он был внимательным, сосредоточенным и быстро отвечал на вопросы. Несмотря на свое сдержанное поведение, Путин заявил, что, несмотря на существующие разногласия, у Израиля есть друг в Кремле.