Интернет породил таинственные армии конспирологов, мощь и численность которых установить не представляется возможным, пишет на страницах The Times обозреватель Дэвид Ааронович, анализируя альтернативные версии терактов 11 сентября 2001 года в США и 7 июля 2005 года в Лондоне. Разоблачению самых известных теорий заговоров Ааронович посвятил целую книгу "Истории в стиле вуду" ("Voodoo Histories: The Role of the Conspiracy Theory in Shaping Modern History"), которая увидит свет в Великобритании 7 мая.
Сайтов, посвященных конспирологическим объяснениям событий 11 сентября, намного больше, чем тех, где эти теории анализируются или опровергаются, отмечает автор. По данным соцопроса, проведенного фирмой Scripps Howard в июле 2006 года, 40% респондентов верят в заговор с целью убийства президента Кеннеди, а 36% - в причастность государства к терактам 11 сентября.
Самая распространенная версия такова: определенным силам в администрации Буша понадобился предлог для применения диспропорциональной военной силы в Прикаспийском бассейне и на Ближнем Востоке то ли для захвата запасов нефти, то ли для ослабления противников Израиля, либо преследуя обе цели сразу. Поэтому они подстроили нечто типа современного Перл-Харбора - массовое убийство американцев на территории США, вину за которое свалили на исламских экстремистов. Никаких угонщиков на борту авиалайнеров не было - либо псевдоугонщики были пешками заговорщиков. Самолеты направили на башни ВТЦ, управляя ими дистанционно. Однако башни рухнули не потому, что их таранили, а в результате управляемого взрыва заранее заложенных зарядов. От взрыва рухнуло и здание World Trade Centre 7, хотя самолеты его не таранили. На Пентагон направили не самолет, а дистанционно управляемую ракету. Борт 93 авиакомпании United, возможно, сбили, так как пассажиры грозились благополучно посадить его на землю и разоблачить заговорщиков. Заметая следы, заговорщики фальсифицировали звонки по мобильным телефонам и сообщения лжесвидетелей о таких звонках.
"Чтобы принять эту теорию на веру, нужно полагать, что некие силы в администрации США решились на сложнейший заговор, который запросто мог сорваться из-за любой мелочи", - пишет автор. К примеру, для минирования небоскребов требовалась особая взрывчатка, которая не сработала бы от удара самолета о здание или от горения авиационного топлива. Самолеты пришлось бы направить именно в те точки, где заложена взрывчатка. Также требовалось сделать так, чтобы ПВО не помешали авиалайнерам таранить небоскребы. После терактов - распространить фальшивые видеозаписи, где ответственность на себя берет Усама бен Ладен. Пассажиров борта 77 и, возможно, борта 93 либо убили в тайном месте, либо переселили куда-то в дальние края, "что было бы проще, если, как уверяет активист Джимми Уолтер, все они работали на правительство". И наконец, требовалось подкупить или запугать, вынуждая к ложным заключениям, инспекторов всех чрезвычайных служб США, а также пожарных и полицейских. "Для осуществления всего этого потребовались бы сотни, если не тысячи агентов, и от каждого требовался либо фанатизм, либо почти немыслимая безнравственность", - отмечает автор.
Некоторые приверженцы теории заговора предпочитают еще более изощренные в технологическом плане объяснения: бывший сотрудник MI-5 Дэвид Шейлер уверен, что ВТЦ поразили ракеты, а авиалайнеры были лишь специально созданной голографической иллюзией. "Странно, что та же группа заговорщиков не смогла подложить в иракскую пустыню оружие массового поражения", - замечает автор.
Что касается конспирологических гипотез по поводу взрывов 7 июля 2005 года в Лондоне, то их авторы обычно уверяют, что взрывы произошли не в рюкзаках предполагаемых террористов, а под полом вагонов и автобуса. "В доказательство они ссылаются на показания очевидцев, но все эти показания восходят к утверждению журналиста Guardian Марка Хонигсбаума", - пишет автор. Между тем в июне 2006 года Хонигсбаум разъяснил, что версия о взрыве под вагоном возникла по ошибке - из интервью, которые он наспех взял у пассажиров пострадавшего поезда. Побеседовав с теми, кто находился ближе к эпицентру, Хонигсбаум заключил, что взрыв произошел в самом вагоне, но слух успел распространиться по интернету, поясняет автор.