Кризису, поразившему еврозону, посвящает свой материал Frankfurter Rundschau, замечая, что "27 апреля 2010 года, вполне возможно, войдет в учебники истории как день начала конца евро", как историческое "доказательство" тому, что "валютный союз без предварительного политического союза обречен на неудачу". Ведь именно в этот день, пишет автор статьи Роберт фон Хойзингер, "греческий вирус поразил Португалию, а Ирландия и Испания задрожали в лихорадке".
Почему европейский валютный союз утратил прежнее доверие, задается вопросом фон Хойзингер, ведь на свете немало стран с большим бюджетным дефицитом. Если долг Греции составляет 120% ВВП, то Японии - почти 200%. Дефицит греческого бюджета достиг 13,6% ВВП, но у Англии и США не меньшая государственную задолженность, напоминает издание и делает вывод о том, что "рациональные аргументы в расчет на рынках не принимаются". Страна становится банкротом только тогда, говорится в статье, когда ей повсеместно отказывают в кредитах, если нет веры в то, что она сможет вернуть долг, "поэтому доверие - это при капитализме главная ценность".
Осенью 2008 года, напоминает издание, федеральный канцлер Ангела Меркель гарантировала всем вкладчикам сохранность их вкладов в банках. Одного ее слова, не сопровождавшегося никакими указами и постановлениями, оказалось достаточно, чтобы остановить панические набеги на банкоматы.
Издание предполагает, что если бы два месяца назад Меркель произнесла семь слов: "Успокойтесь, в крайнем случае мы поможем Греции", - доверие к этой стране, возможно, не рухнуло бы. Но ее попытка обусловить помощь переходом Греции на сберегательный курс обернулось "неуверенностью на рынках долгосрочных капиталов и подорвала доверие к евро".
Как остановить эту иррациональную панику, какие нужны слова и на сколько триллионов евро потребуется предоставить гарантий, станет понятно далеко не сегодня. Сейчас, заключает издание, нам ясно только одно: "основная ответственность за кризис евро лежит на Ангеле Меркель".