Премьер-министр России Владимир Путин распорядился о значительном повышении тарифов на экспорт бензина после того, как в стране, являющейся крупнейшим мировым производителем нефти, обнаружился дефицит горючего, пишет The Financial Times.
Изменение тарифов, которое вступит в силу 1 мая, должно заставить российских производителей нефти поставлять больше топлива на внутренние рынки, так как экспорт бензина станет чрезмерно дорогим. Нефтяные компании стали продавать больше бензина за границу после того, как Путин в феврале ввел контроль цен на внутренние продажи с целью обуздания инфляции в предвыборный год, поясняет автор статьи Кэтрин Белтон.
Премьер-министр также распорядился отложить запрет на продажу бензина более низкого стандарта "Евро-2" и его замену на "Евро-3". Многие компании, не желающие инвестировать в переработку нефти, не соответствуют новому стандарту. Путин велел правительству рассмотреть сокращение налогов на добычу нефти, чтобы компенсировать компаниям уменьшение выручки.
Кроме того, Министерство энергетики призвало компании к полному отказу от экспорта бензина в мае.
"Аналитики подвергли эти меры критике, сравнив их с лейкопластырем, который не решает более глубоких проблем, таких как регуляция в нефтяной промышленности и увеличение инвестиций", - пишет автор.
"Это не долгосрочное решение, а скоропалительный и хаотичный ответ, и основная его цель состоит в том, чтобы успокоить население перед лицом безудержной инфляции", - отметил Иван Мазалов, управляющий фондами Prosperity Capital Management.
Валерий Нестеров, энергетический аналитик московского инвестиционного банка "Тройка Диалог", заявил, что такие срочные меры чреваты усугублением инвестиционных рисков в нефтяном секторе и могут отбить у компаний всякую охоту делать инвестиции.
"То, что происходит сегодня, - пример того, как рискованно делать бизнес в России, когда премьер-министр может распорядиться о повышении тарифов за один день", - отметил Нестеров. Он добавил, что опасность нехватки высококачественного бензина может сохраниться, так как "нефтяные компании всегда говорят, что риски слишком высоки, чтобы инвестировать (в модернизацию НПЗ), потому что тарифы утверждаются распоряжениями правительства, а не законом".