Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 апреля 2011 г.

Чарльз Кловер | Financial Times

Смена приоритетов выгоняет экс-шпионов "назад на холод"

На пресс-конференции 31 марта, когда Аркадий Дворкович начал зачитывать список фамилий, присутствующие изумились, повествует The Financial Times в одной из статей из цикла "Специальный репортаж: Россия". "В списке фигурировали некоторые из самых могущественных людей России. Министрам и вице-премьерам было велено в форме президентского указа покинуть советы директоров госкомпаний, которыми они фактически много лет управляли как собственными княжествами, и уступить места независимым представителям государства", - пишет журналист Чарльз Кловер. Дворкович упомянул и Игоря Сечина. "До последнего времени Сечин считался третьим - или даже вторым - по могуществу в России после Путина", - напоминает газета.

В прошлом Сечин олицетворял приход во власть российской "офицерской касты", отмечает автор. "Но теперь, после десяти лет у власти, siloviki, возможно, сходят со сцены, а их влиятельная роль все чаще переходит к тем, кого российская пресса ядовито прозвала slaboviki, - бывшим экономистам, юристам и банкирам, чьи либеральные взгляды все чаще, похоже, берут верх над этатистским консерватизмом бывших кремлевских иерархов", - говорится в статье.

По подсчетам социолога Ольги Крыштановской, в 2007 году число "силовиков" в правительстве и других госструктурах достигло максимума - они занимали 67% должностей. Ныне же это число сократилось почти вдвое: в кремлевской администрации силовики занимают 36% должностей, в правительстве их доля упала с 37% до 27%. Как поясняет Крыштановская, силовики неуютно чувствуют себя в роли лидеров: "им привычнее занимать второй или третий по значимости пост, управлять событиями из-за кулис, служить государству вместо того, чтобы самим быть государством".

Силовики появились на политической арене на закате президентства Ельцина, когда угроза распада России воспринималась серьезно. Но теперь, после 10 лет власти Путина, главная проблема - экономический рост. "Силовики выполнили свою миссию - предотвратили крах государства. Теперь требуется новая группа людей с новыми знаниями и умениями", - говорит Крыштановская.

Именно решение Путина фактически передать президентскую власть Медведеву предопределило исход многих силовиков из власти, полагает газета. Медведев призывает отойти от госкапитализма, который ассоциировался с силовиками.

"Возможно, еще одна арена для возвращения либералов - парламентские выборы в нынешнем году", - полагает газета. В 2003 году ни одна либеральная партия не получила мандатов в Госдуме. Но теперь, возможно, государству нужны либералы в парламенте, чтобы они поддержали экономические реформы, а потом несли за них вину, шутит Ицхак Брудный из Еврейского университета (Иерусалим).

Неназванный кремлевский чиновник в начале апреля заметил в беседе с журналистами, что в нынешнем году, возможно, появится правоцентристская либеральная партия: "считается, что она могла бы заполнить определенный вакуум".

Соотношение либералов и силовиков в правительстве зависит прежде всего от Путина, особенно от его решения вернуться в Кремль или позволить Медведеву остаться на второй срок. "Главный аргумент в пользу третьего срока для Путина прост: "Чем ему еще заняться? Не может же он, как Буш, просто уйти и засесть за свои мемуары", - пишет газета.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru