Мать подозреваемых в организации бостонских взрывов заявила в интервью, что всем сердцем ненавидит Америку и убеждена в невиновности своих "мягких, любящих, нежных как девушки" сыновей, передает корреспондент Foreign Policy Анна Немцова.
За последнюю неделю Зубейдат Царнаева стала известна на весь мир, однако "в Дагестане быть матерью подозреваемого в терроризме - далеко не единичное явление", пишет журналистка. Автор приводит данные портала "Кавказский узел", согласно которым с января 2010 по март 2013 года в результате насильственных действий в Дагестане погибли 1089 человек. В регионе существуют десятки мятежных групп с различной идеологией.
"Многие верующие молодые люди уходят в "лес" - так называют партизанскую жизнь в покрытых лесами холмах, романтизируя войну как праведное сопротивление против коррумпированных, несправедливых и зачастую жестоких властей", - говорится в статье. При этом, по словам правозащитника Сиражудина Дациева, "ни одна из матерей подозреваемых в терроризме никогда не признает, что ее сын сделал что-то плохое".
Зубейдат Царнаева стала радикальной мусульманкой четыре года назад в Америке. До этого ее жизнь была совсем другой. Она любила яркую одежду, работала косметологом, ходила на курсы английского языка. В прошлом году ее обвинили в магазинной краже, и она вернулась в Дагестан, но даже там продолжала внимательно следить за внешностью. "Она никогда не забывает, что она женщина", - приводит автор слова правозащитницы Хеды Саратовой.
"Если послушать Зубейдат, вся ее жизнь - это череда преследований со стороны мстительных правительств", - комментирует Немцова. Российское государство разбомбило дом семьи в Чечне, Киргизия не дала дочерям паспорта, так что они теперь не могут навещать ее в Дагестане, а Америка "подставила" ее сыновей и обвиняет ее саму в подстрекательстве к терроризму. "Я не знаю, что такое террористическая операция!" - заявила она на одной из пресс-конференций.
По наблюдениям журналистки, "Царнаева редко плачет - она может включать и выключать эмоции, словно у нее есть пульт управления собственными чувствами". Однако глубоко внутри "осознание того, что вся ее жизнь загублена, тикает словно бомба замедленного действия", продолжает Немцова.
Тем не менее, даже теперь, когда один из ее сыновей погиб, а второй тяжело ранен и может быть приговорен к смертной казни, Зубейдат Царнаева отказывается признавать отрицательное влияние радикального ислама. Она тепло отзывается о рыжебородом мужчине из Армении по имени Миша, который пришел в их дом и поделился знанием о "чистом исламе". По ее словам, Миша - "кристально чистый, интеллектуальный человек", ставший положительным примером для семьи Царнаевых. В то же время другие члены семьи обвиняют этого человека в том, что именно он "промыл мозги" старшему из братьев, Тамерлану.
Зубейдат признает, что подвержена частой смене настроений. "Вчера я хотела умереть, но сегодня мне кажется, что я должна жить ради остальных моих детей, которые еще живы", - заявила она журналистке.