Две операции "джихада бедных" были осуществлены на Западе мусульманами-иммигрантами с разницей в один год, отмечает на страницах Le Monde политолог Жиль Кепель, обнаруживший тревожное сходство между бойней в Тулузе и Монтобане, устроенной Мохаммедом Мера, и бостонскими терактами. Эти две акции, по его мнению, являются проявлениями "третьего поколения джихада", о котором пишет сирийский исламист Мустафа Сетмариам Нассар, известный как Абу Муссаб аль-Сури, в своей работе "Призыв к всемирному исламскому сопротивлению", выложенной в интернете с 2005 года.
После терактов 11 сентября 2001 года западные спецслужбы наверстали отставание в борьбе с джихадом, "организованным сверху". В качестве альтернативы аль-Сури предлагает стратегию "джихада снизу", лишенного организационных структур: быстрому терроризму массового уничтожения, ставшему невозможным, он противопоставляет практически "спонтанные" акции, осуществляемые джихадистами, которые пришли к радикальным взглядам посредством обмена видеороликами и самостоятельно выбирающими цели вблизи своего местожительства.
Практически не идентифицируемые для разведки, вооруженные взрывчаткой или первым попавшимся оружием, финансирующие сами себя за счет мелких краж, они не смогут убить тысячи "неверных", как 11 сентября. Но повторение таких эффектных акций, рост их числа и их прославление в интернете, а также их непредсказуемость, по мнению аль-Сури, надолго посеют страх в рядах деморализованного врага, который активизирует свою "исламофобскую" деятельность. В результате создается сообщество из верующих иммигрантов, все чаще пополняющих ряды приверженцев обороняющегося джихада, который уничтожит западную цивилизацию на ее же территории.
Разведслужбы до сих пор не принимали всерьез такой джихад, а "телевизионные эксперты по терроризму" в свое время называли Мера "одиноким волком", демонстрируя собственное незнание идеологии джихадизма и непонимание этого феномена, считает автор статьи Кепель.
При всей ничтожности средств, имеющихся в распоряжении у террористов вроде Царнаевых или Мера, их акции потрясают масштабом символического резонанса, доказывая огромную прибыльность террористических инвестиций, подчеркивает автор. Бостонские и тулузские теракты показали, что их авторы "дезинтегрировались" из западного общества, отвергнув западные ценности во имя фундаментальных исламистских норм, и через насилие выражают свою принадлежность к воображаемому киберсообществу джихадистов, пишет Кепель. Причины выбора в пользу джихада следует искать в недрах кризиса глобализации и травматизма иммиграции, которыми воспользовалась в собственных целях радикальная исламистская идеология, полагает автор.