57-летний генерал запаса Ицхак Бен-Исраэль возглавлял научные программы израильского генштаба, а потом занимался новыми технологиями в министерстве обороны. В настоящее время он является экспертом Тель-авивского университета в области безопасности. Автор книги "Философия разведки. Логика и мораль шпионажа".
- Как скажется уход из Газы на безопасности Израиля?
- Безопасность - это прежде всего наши отношения с арабскими странами. Если бы Египет вернулся на военную стезю, это было бы намного более серьезной угрозой, чем терроризм, а наши отношения с палестинцами в долгосрочном плане тоже зависят от соображений безопасности. В этом смысле эвакуация является шагом по укреплению безопасности Израиля.
- А теракты?
- Этот уход никак не повлияет на терроризм на ближайшие годы - ни в позитивную, ни в негативную сторону. Ибо большая часть палестинского населения не имеет ничего общего с терроризмом. В ходе последней интифады к нему прибегали две "с половиной" организации - "Хамас", "Исламский джихад" и "Бригады мучеников Аль-Аксы", относящиеся к "Фатху". Допустим, что в Газе "Хамас" поддерживает, судя по опросам, 50% населения. Эта поддержка отражает прежде всего недовольство коррупцией в Палестинской администрации и ничего больше. Сколько человек в Газе участвуют в террористический акциях "Хамаса"? 400-500. Это экстремисты, на которых происходящее на Ближнем Востоке не оказывает почти никакого влияния.
- Если терроризм продолжается, зачем отдавать территории?
- Потому что Гуш-Катиф лишь создавал для нас проблемы с обеспечением безопасности. Тот, кто думает, что наше присутствие в Газе могло препятствовать терроризму, заблуждается. Гуш-Катиф не был барьером между Газой и Израилем. Расположенный на юге сектора, он не имел никакой ценности с точки зрения безопасности. Зато эвакуация повлияет на наши отношения с большинством палестинцев в течение десятилетий, она будет способствовать снижению поддержки действий террористических групп со стороны палестинской улицы.
- Поселенцы говорят о "драпе"...
- "Драп" - это все сантименты! Поселенцы играют на эмоциях, они не следуют логике. На терроризм влияет то, что ему противопоставляется. Мы уничтожили вооруженное крыло "Хамаса", тех 400-500 человек, о которых только что говорилось. Если ЦАХАЛ будет продолжать антитеррористические операции, терроризма не будет. Мы уходим из Газы, потому что там мы бессмысленно теряли солдат и мирных жителей. Мы больше не могли держать 7 тысяч челочек в окружении более миллиона палестинцев. И потом, мы должны были что-то сделать для палестинского населения, которое не имеет ничего общего с терроризмом. Я говорю этот как бывший член генштаба: чем скорее мы откажемся от таких ненужных вещей, как Гуш-Катиф, тем легче будет правительству приказывать ЦАХАЛу бороться с терроризмом - а терроризм останется.
- А как быть с Западным берегом?
- Сегодня между Иорданом и Средиземным морем живет больше евреев, чем арабов. Через 10 лет их здесь будет поровну. Через 20, 30 лет арабы станут большинством. Чтобы быть демократическим государством, нужно будет предоставить всем право голоса. Но тогда, если мы захотим иметь еврейское государство, оно не будет демократическим. Вот почему самое разумное решение - это разделить территорию наилучшим образом с точки зрения безопасности. На одной стороне - больше евреев, на другой стороне - больше арабов. И сделать так, чтобы это новое государство не представляло угрозы для Израиля - и не в плане терроризма, с которым еще можно справиться. Настоящая угроза - это баллистические ракеты, танки. Нужно, чтобы это государство было демилитаризованным. Но в конце концов нам придется разделить эту страну.