Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 августа 2008 г.

Сергей Лагодинский | The Guardian

Проектирование холодного мира

В отношениях России с Западом произошло охлаждение, и, скорее всего, заморозки продолжатся. Но нам все равно надо выработать способ совместного проживания

Война в Грузии стала жестким напоминанием о том, что короткая любовная интрига России с Западом закончилась. Теперь надо продумать осуществимые условия мирного совместного проживания этой разводящейся пары, которая вынуждена жить бок о бок друг с другом, несмотря на обоюдное недоверие. Открытый и честный процесс ограничения зон влияния должен стать важным первым шагом на пути к окончательному согласованию стратегической карты постсоветского пространства - и этот процесс простирается далеко за пределы нынешнего конфликта в Грузии.

Залог стабильности заключается в том, чтобы найти баланс между двумя конфликтующими интересами. С одной стороны, Западу нужно получить Грузию и Украину - два амбициозных проекта по построению демократий западного образца в постсоветском пространстве. С другой стороны, Россия недвусмысленно заявила, что не потерпит присутствие Запада у своих границ и будет бороться дипломатическими и энергетическими средствами, а если понадобится, применит танки, чтобы держаться на безопасном расстоянии от военной машины НАТО.

Вот план того, как найти баланс между этими двумя полюсами. Первый шаг: Соединенные Штаты и ЕС признают независимость Абхазии и негрузинских районов Южной Осетии (включая ее столицу, Цхинвали). В то же время они инициируют ускоренную процедуру вступления в НАТО для Грузии. Это отвечает интересам Запада (обеспечение демократии в Грузии и стабилизация в регионе, по которому проходит единственный энергетический маршрут в Европу в обход России). В то же время западные партнеры признают неизбежное - после недавней эскалации военных действий, спровоцированной Грузией и с готовностью подхваченной Россией, ни абхазы, ни осетины не могут представить себе будущее в границах Грузии. Запад даст понять, что всерьез воспринимает опасения Росси за своих (только что натурализовавшихся) граждан в этих регионах, но сохраняет солидарность с грузинской демократией, которая получит долгосрочную выгоду в ответ на болезненные территориальные потери.

Конечно, Россия не будет полностью удовлетворена решением привести НАТО к ее границам. Вот почему вторым шагом надо добиться более крупной геополитической цели: Россия получает гарантии того, что Запад признает бывшие советские республики, в особенности, Белоруссию, Армению, Молдавию и Казахстан частью российской сферы влияния. Соглашением с Центральной Азией необходимо признать доминирующую экономическую роль России и Китая в этом регионе, при этом обеспечив ограниченное присутствие баз НАТО в Киргизии и Таджикистане, жизненно важных для операций в Афганистане. С учетом амбивалентной политики Азербайджана по отношению к России и Западу и энергоресурсов этой страны, Азербайджан должен сохранить нейтралитет, став кавказской Швейцарией. Серьезные многосторонние дипломатические усилия по конечному урегулированию карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией должны поставить его под совместное покровительство России и Запада.

Остается самая большая угроза - Украина. С учетом стратегических интересов Украины вступление Украины в НАТО представляется нереалистичным в ближайшем будущем. Но это не означает, что Запад должен отказаться от этой молодой демократии. Украине надо предложить пакет мер по экономическому сотрудничеству с ЕС (но не вступление в ЕС) и формальную гарантию безопасности со стороны Соединенных Штатов (или НАТО). В то же время, НАТО должно отказаться от обещания принять в свои ряды Украину. Тем самым Запад соблюдет требования безопасности России и удовлетворит ее растущие региональные амбиции путем гарантии того, что военная машина НАТО не продвинется ближе к России, чем позволяют границы Польши и прибалтийских государств.

Это комплексное решение определит будущий дизайн Европы и принесет стабильность в регион на грядущие десятилетия. Возможно, это не удовлетворит всех требований России, Запада и бывших советских республик, но утвердит новые реалии. И пусть это не будет похоже на добросердечный, но переменчивый медовый месяц 1990-х, но это предотвратит откат к холодной войне начала 1980-х. Что важнее всего, это обеспечит нам серьезную базу для прохладного мира в регионе в XXI веке - а именно этого нам так не хватает в Грузии. И кто знает, если Россия и Запад достигнут важных соглашений на будущее, возможно, они опять полюбят друг друга.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru